Ирина Черныш
09:12 25/12/2018

А. Долженков: «Украинская экономика находится в заложниках у политики»

Министерство финансов считает высокими шансы получить от приватизации 17 млрд грн, которые заложены в государственном бюджете. Об этом на брифинге сообщила министр финансов Оксана Маркарова. Как сейчас обстоит ситуация с крупной промышленностью в Украине, что с ней будет в случае дефолта, а также кто является более эффективным собственником – государство или частные предприниматели – ГолосUA выяснил у народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Александра Долженкова.

— Александр Валерьевич, как сейчас обстоит ситуация с крупной промышленностью в Украине?

— Сейчас говорят о том, что Украина является аграрным государством, но я считаю, что это риторический вопрос. Аграрным государством мы стали после того, как крупная промышленность у нас, к сожалению, «свернулась». Не в последнюю очередь это произошло из-за того, что  члены нашей коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины  «Европейская Украина» настоятельно говорили о необходимости подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, несмотря на то, что экономическая часть этого Соглашения предусматривала проведение очень большого количества регламентных, технических процедур, например, по сертификации и стандартизации оборудования, которое необходимо для предоставления доступа украинской  продукции на европейский  рынок. С одной стороны, Украина значительно сократила сотрудничество со странами СНГ (и не только с Российской Федерацией), с другой — не предоставила доступ нашим производителям, представителям крупной промышленности (например, отрасли тяжелого машиностроения, в основном, авиастроения) необходимого рынка сбыта. Невзирая на желание отечественных производителей экспортировать свою продукцию, к сожалению, европейские страны не горят желанием покупать, например, украинские самолеты, так как у них есть свои, и так по каждой отрасли производства. Вот страна и оказалась в таком тяжелом положении.

Экономика находится сейчас в заложниках у государственной политики. После подписания и вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, внешнеторговое сальдо Украины с Европейским Союзом хуже, чем было в 2013 году. Я беру именно ту часть, где товары идут на экспорт. У нас проблемы с Российской Федерацией, мы сами своими руками закрываем рынки поставки товаров. Я понимаю, что есть определенные междоусобицы между государствами, но проблемы необходимо решать конструктивно, а не активно готовиться к президентской предвыборной кампании и вводить в стране военное положение. Расторгать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, но при этом бороться за транзит их же газа – глупо и нерационально.  По моему мнению, надо быть принципиальным до конца — либо воевать, либо торговать, а если заниматься всей этой ерундой, то не надо обманывать людей и налаживать торгово-экономические отношения, что я и поддерживаю. Например, Армения, маленькая страна, которая заключила Соглашение об ассоциации с ЕС, как полноправный член Европейского Союза. При этом, интересы государства защищены во всех направлениях.

Принцип состоит в том, что выгодно «Дженерал Моторс», то выгодно Соединенным Штатам Америки, у нас тут не работает. В Украине какие-то фейковые цели, а экономика уже пусть как-то подстраивается. Экономика, в отличие от слов, быстро не делается. Это слов можно много наговорить за несколько секунд, за пять минут, а по Регламенту Верховной Рады Украины и за одну-две минуты, но вот предприятия перенастроить, рынки сбыта найти – это вопрос не одного месяца работы. Поэтому дела с промышленностью у нас в стране обстоят очень плохо. В цифрах сказать мне тяжело, но исходя из того, что у нас в 2016 году впервые аграрная продукция стала экспортироваться больше, чем металлургия и химия, то можно констатировать тот факт, что с этими показателями дела обстоят критически.

— Какие есть государственные механизмы, чтобы улучшить положение дел?

— Налаживание сотрудничества между государствами, и это не только с Российской Федерацией. Украина и с венграми не в ладах, и с поляками у нас какие-то недопонимания, и со странами ЕС не особо сотрудничаем. Вот где, например, серьезные инвесторы со стороны Китая, со стороны Германии, Франции, которые выступают за Украину, за территориальную целостность, как ее конструктивные партнеры. Отношение этих стран к Украине доброжелательное, но почему их нет среди инвесторов?! Почему Украина вместо того, чтобы развернуть площадку по привлечению иностранных инвесторов, покупает французские вертолеты?! В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 9369 “О внесении изменений в Госбюджет Украины на 2019 год”, которым предлагается предусмотреть дополнительные расходы на Министерство внутренних дел в размере 2,5 млрд. гривен на покупку французских вертолетов… и где здесь логика, где защита интересов национального товаропроизводителя?! Какие механизмы есть у государства?  Единственно верный механизм — это только переизбрание этой власти.

— Как Вы считаете, кто является более эффективным собственником крупной промышленности – власть или частные предприниматели?

— Эффективным собственником крупной промышленности, безусловно, является частный бизнес. Частный собственник считает, экономит, оптимизирует цель получения прибыли. Пусть это звучит несколько эгоистично, но 1776 год запомнился не только Декларацией независимости Соединенных Штатов Америки, но и Трактатом “ Исследование о природе и причинах богатства народов”. В этом исследовании, шотландский экономист Адам Смит – основатель концепции рыночной экономики – сказал, что движущей силой экономического прогресса является стремление человека обогатиться за счет развития средств производства. Он отметил, что корысть предпринимателя — стремление наживы — является своего рода благом, что до этого вроде было постыдным. Почему? Потому что, если он за счет этой прибыли что-то произвел, значит, он дал работу людям, они получают зарплату и экономика, в свою очередь, движется. Таким образом, движущей силой экономики является жажда наживы. Вот эта непопулярная фраза, которую ввел Адам Смит, и является основой капиталистической системы. Это была очень популярная идея, которая тогда фактически расконсервировала феодальный уклад. Когда началось это преобразование, для многих людей было как бы постыдным делом заниматься предпринимательством, поскольку получение прибыли считалось недостойным занятием. Адам Смит в своем исследовании заявил, что это — благо для общества. Ведь на самом деле частный бизнес, который работает для получения прибыли, расширяется, укрупняется и создает новые рабочие места — это законно и положительно для роста экономики. Классическая модель, которую Адам Смит описал еще в 1776 году (конец XVIII века), действует по сегодняшний день в США, конечно, это уже более эффективна частная собственность.

Монополия государственной собственности на средства производства показала свою неэффективность, потому что страна, например, производила тапочки, но они, к сожалению, никому не были нужны, кроме нас самих. Страна производила ядерные ракеты, совершеннейшее оружие, одежду, обувь, можно было все нормально производить, но, наверное, поэтому покупалось все заграничное. То в турецком, то в китайском — в чем мы только не ходили. Безусловно, необходимо поднимать экономику и развивать частный бизнес. Большая приватизация неизбежна, но только не в условиях военного положения. Я еще раз повторюсь, надо или воевать, или строить экономику. Экономику у действующей власти построить не получилось, а воевать бесперспективно. Значит, есть только одно правильное решение — складывать полномочия и уходить. Приватизация будет неизбежна, но каждое приватизированное предприятие нужно довести до нормального финансового показателя, потому что, если предприятие находится на финансовом дне, оно дешево стоит, а значит инициировать большую приватизацию выгодно только тем, кто хочет задешево все это купить. Это все очевидно и понятно, лежит на поверхности.

— Как бороться с монополиями на этом рынке?

— Монополии бывают разными. С монополиями не нужно бороться, нужно создавать конкурентные условия для других хозяйствующих субъектов. Все зависит от сферы. Как вы поборите атомную монополию, например? Как разрушить монополию атомной станции? Пустить частный бизнес в атомную энергетику? Возможно. Во Франции атомная энергетика частная и дает больше 70% в энергетической структуре энергопотенциала страны. Попробуйте поднять вопрос о приватизации атомной энергетики, сразу скажут, что будут «разбазаривать» государственное имущество. Необходимо создавать прозрачные условия для всех, которые не будут выписаны под конкретные монополии. По действующему законодательству в Украине есть субъекты природных монополий. Эти правила будут прозрачно выписаны для всех, только в том случае, если на рынок будут допущены иностранные инвесторы. Я за то, чтобы иностранные инвесторы приходили в большем количестве, потому что они приносят заграничную культуру ведения бизнеса. Эта культура мне очень импонирует, потому что она несовместима с коррупцией. Я до избрания в Верховную Раду Украины работал с одним предпринимателем голландцем, и мне очень импонировал его подход к ведению бизнеса. Он занимался аграрным бизнесом на территории Украины, транспортными перевозками. Я почувствовал значительную разницу между отечественным и иностранным предпринимательством. Поэтому приход иностранных инвесторов постепенно будет рушить коррупционно-клановые системы, которые очень сильно укрепились в нашей стране. Это безусловно очень большой плюс. Соответственные изменения, на сегодняшний день, можно наблюдать в банкинге, в торговых сетях, в энергетике. Вот, например, в сфере недвижимости. Почему у нас в стране такой дорогой метр квадратный? А кто из иностранных инвесторов, застройщиков функционирует здесь на территории Украины? Да, что говорят 50% составляющих метра квадратного — это откаты местным чиновникам, которые принимают решение о выделении земли. Создайте правила, прозрачные для всех, запустите сюда иностранных инвесторов – цена сразу упадет. Вот вам и правильный выбор, механизм по демонополизации рынка, по формированию здоровой конкурентной рыночной среды, но большинство присутствующих в зале Верховной Рады Украины в этом не заинтересованы, так как не заинтересованы и местные советы, которые непосредственно занимаются решением соответствующих вопросов.

— Какие есть механизмы обеспечения рынка сбыта, учитывая, что импорт составляет около 55%?

— Очень правильные и мудрые вопросы. Но, к сожалению, мы не руководство, чтобы принимать политические решения. Мы своими руками закрываем себе рынки сбыта. Наш партнер США, но торговые отношения с Российской Федерацией больше, чем в десять раз превышают внешнеэкономический торговый оборот с США. Не понимаю, в чем проблема. Если наш большой друг США – помогите Украине поднять экономику. США в послевоенное время помогли Планом Маршалла Европе, поспособствовали государству Тайвань подняться вследствие конфронтации с Китайской Народной Республикой (режим Чан Кайши), подняли в послевоенный период Японию инвестициями и технологиями, Южную Корею. Почему США не помогает тогда Украине? Я хочу больше того сказать, что некоторые импортные антидемпинговые оградительные барьеры, которые были введены с 1985 года в отношении продукции, экспортируемой из Союза Советских Социалистических Республик, до сих пор действуют. В частности, это касается украинской металлургии. До сих пор не отменены эти оградительные барьеры. А если мы сами себе рынки сбыта открываем, а нас используют как папуасов, извините, натравливают нас на ту же Российскую Федерацию. С кем мы будем воевать? С ядерной страной? Кто будет воевать?  Миллионная армия. Прагматизм какой-то должен быть, потому что в бой идут не те, кто с трибуны кричат, а обычные люди, которых гонят в военкоматы. Обычные люди с оружием в руках защищают страну, выполняют свой долг перед Родиной. Людей не в чем упрекать нельзя. В то же время, вы, государственные деятели, пришли сюда не для того, чтобы в мясорубку кидать этих людей. Надо принимать здравомыслящие идеи и подходить ко всему конструктивно. Как мы можем воевать с государством, которое намного сильнее нас. О каком налаживании отношений можно говорить? С одной стороны, террорист, агрессор, а с другой стороны — пусть этот «террористический» газ через нашу территорию проходит. «Северный поток-2» – это удар по диверсификации поставок энергоресурсов, это газовая петля на шее Европы. Скажите прямо: страна получает за транзит газа 3 млрд. долларов и это 3% нашего ВВП. У страны 112 млрд. долларов, 2,8-3 % ВВП, и нам эти деньги терять нельзя. Надо говорить все так, как есть, а не обволакивать все какими-то высокопарными словами: любовью к Родине, патриотизмом, ведь это все цинично выглядит, потому что “кому война, а кому мать родна” и кто руки греет на этом. Контрабанда в нашей стране усилилась по всем позициям. Топливо, древесину вывозят, янтарь вывозят. Кто с янтарем там борется? Возглавили потоки какие-то структуры, я не знаю какие, но до сих пор все добывается, а лес в Ровенской и Житомирской областях превращается в какой-то ужас. Голые ландшафты, вместо былых сосновых лесов. Разворовывают страну и делят по частям.

— Как исправить ситуацию в том аспекте, что мы экспортируем в основном сырье?

— Исправить просто. Заниматься протекционизмом национального товаропроизводителя, а не покупать американские локомотивы и французские вертолеты. Создавать налоговые льготы. Я, как народный депутат, предложил полностью освободить от импортного НДС и от ввозной импортной пошлины все оборудование 1986-1987 г. г. (станки, другое оборудование, которые используются для производства продукции с добавленной стоимостью). Вот, например, мы завозим без уплаты НДС станок. Это определенная потеря для государства. Государство не получает НДС. Это в ближайший месяц, в отчетный период импортооборудования. Но что государство получит через полгода и год? Оно получит намного больший мультипликативный эффект по налоговым поступлениям, потому что производимая на этом станке продукция в количественном соотношении перекроет тот НДС, который не заплатили государству изначально. Это, во-первых, а во-вторых, в геометрической прогрессии начнут увеличиваться налоговые поступления от производимой продукции на территории Украины. Я уже не говорю про заработную плату, которую будут получать люди, а также отчисления в местные бюджеты. Это простая теория. Это хит Китая в 80-х годах. Дэн Сяопин сказал, что Китай никогда не будет экономически развитой страной, если не импортирует эти технологии на свою территорию. Поэтому одно из требований Китая по допуску иностранных инвесторов на внутренний рынок – делиться своими технологиями, разворачивать производственные площадки на территории Китая. То есть, готовая продукция — это заградительные пошлины. Почему Трамп так возмутился, почему создалась такая напряженная ситуация, да потому что в Китае заградительные пошлины. Размещаете свои технологические производства на территории Китая, — обеспечивайте рабочими местами людей, обучайте рабочих производить эту продукцию на территории Китая – что очень важно. Таким образом, в Китае максимально простимулировали перерабатывающую отрасль.

Чтобы нарастить экспорт и качественно изменить его структуру, нам нужно работать над повышением глубины переработки производственных укладов. У нас второй-третий уклад переработки, а надо четвертый, пятый, шестой. С каждым укладом сумма НДС увеличивается. Украина экспортирует 39 млн. тонн зерновых, но при этом не самый крупный экспортер муки. Почему Турция самый крупный экспортер? Эта страна не производит такого количества зерна, но она самый крупный экспортер муки, а Украина таким государством не является. Да потому, что тонна муки намного больше стоит, чем тонна зерна. Смотрим на Беларусь, как на пример. Беларусь сохранила машиностроение, нефтеперерабатывающую промышленность, которая поставляет Украине свое дизельное топливо и бензин. То есть, Украина живет, как сырьевая страна. Зерно собрали, немного подержали на складах и экспортировали. Металлурги руду выкопали, что-то такое с ней сделали и экспортировали. Это все продукция с низкой добавленной стоимостью и высокой энергозатратностью. Поэтому в государстве такой дисбаланс. В Украине существенное потребление энергетических ресурсов на единицу производимой продукции.

— Считаете ли вы верным тот тезис, что вначале нужно покрыть большую часть потребностей украинского рынка, а потом уже выходить на международный?

— Абсолютно не согласен. Нам сейчас необходимо нарастить экспорт. Его наращивание – это создание рабочих мест. Экспорт идет – валютная выручка заходит, заработная плата увеличивается, растет благосостояние населения. Повышение экспорта будет способствовать стимулированию внутреннего спроса. За счет чего мы сегодня нищими стали? Нам нужна валюта, причем валюта более экономически развитых стран. Только за счет этого страна сможет подняться, и зайдет инвестор на территорию Украины. Давайте, может быть, скажем так: мы подписали Соглашение об ассоциации Украины и Европы. С одной стороны, это хорошо. Как я говорил, у нас внешнеторговый баланс улучшился, но с другой стороны, у нас возможности появились, которые действующая власть не использует, потому что в Украине сплошная коррупция. У нас зерно еще с полей забирают. Никогда раньше такого не было. Это катастрофа. Раньше были какие-то рейдерские захваты на самых высоких уровнях, а сейчас забирают зерно, комбайны. Махновщина полная. Порядка в стране нет. Полиция там стоит рядом и что-то наблюдает. Пока там не попали в женщину в Харькове, они и не пошевелились. Полный беспредел. А почему государство неэффективно? Монополия на насилие. Государства нет. И если мы порядок не наведем, это плохо все закончится. У меня сейчас ассоциация этого времени с 1917 годом, когда на территории Украины была и Одесская республика, и УНР, и ЗУНР, и большевики были, которых не поддерживали, которые потом переворот совершили, “белое” движение было, которое выступало против капитуляции. Большевики же, в свою очередь, подписали капитуляцию и вывод России из Первой мировой войны. Вот такой вот хаос мне напоминает сегодняшняя ситуация в Украине. Каждый князек имеет какие-то свои армии. Не знаю, зачем нас так Бог наказал, что мы пребываем в таком состоянии…

Могу предложить три направления. Первое. Это пищевое направление, когда в стране сильный аграрный сектор, и можем развивать легкую промышленность, пищевое направление, биодобавки. Украина вообще в Советском Союзе славилась тем, что легкая промышленность была сильно развита: льнопрядение, производство тканей. Даже если не можем производить, можно закупать в Турции, Италии, шить здесь, потому что сейчас все предприятия легкой промышленности находятся в тени, а крупных таких брендов я не видел. Кое-где есть какие-то проблески, но это ничтожно мало. Такие области, как Ровенская и Хмельницкая этим славятся, и могли бы поднять легкую промышленность, ведь там есть базы, которые остались со времен Советского Союза, соответственные предприятия. Можно привлечь инвесторов, например, пошив одежды на Европу. Пищевые продукты можно производить с более высокой добавленной стоимостью. Это те сферы, где мы можем обойтись более или менее собственными силами. С помощью иностранных инвесторов, например, по схемам франчайзинга. По таким схемам работают «Мак Дональдс», «Пепси-кола», «Домино пицца». Это примеры франчайзинговых моделей ведения бизнеса, когда торговые сети заходят, там обучают персонал технологиям, корпоративной культуре. Можно это делать путем привлечения таких серьезных операторов для производства бытовой техники, компьютерной техники, какие-то элементы автомобилей, потому что автозавод у нас никто не построит, словаки очень сильны сейчас, производят миллион штук. Все такие бренды как Фольксваген (точно), Мерседес, развернули в Словакии свою производственную площадку за счет уменьшения налогов.

— Каким должно быть налогообложение крупной промышленности в Украине? Нужны ли какие-то преференции?

— В Украине нет внятной налоговой политики. У нас ЕСВ 22%, НДФЛ 18% (итого 40%) плюс военный сбор 1,5% и плюс 18% налог на прибыль предприятия. Вот и считайте те отчисления, которые должен сделать работодатель. То есть, Украине нужна либерализация налогового законодательства, мораторий на внесение изменений в него в течение пяти лет. Вот, например, если бы мы пришли к власти, то рекомендовали бы ввести мораторий на пять лет. Существенного бы снижения не получилось, но до 13% НДФЛ можно было бы снизить. Военный сбор, естественно, надо отменять, потому что это вообще непонятное явление на теле налогового законодательства, которое не имеет целевого характера. Военный сбор, казалось бы, должен идти на нужды армии, но он идет в общую казну государственного бюджета, и при этом размывается. Это дополнительные 14 млрд. гривен, которые собираются со всех работодателей. Понятные правила игры в налоговой сфере и привлечение инвесторов, и развитие таких, конечно же, системных отраслей, как авиастроение. У нас есть определенные кластеры, которые, слава Богу, еще как-то остались, но они на ладан дышат. Это ракетостроение, авиастроение, энергетическое оборудование, тяжелое машиностроение, у нас есть вагоностроительные заводы. У нас нет соответствующей государственной поддержки по внутреннему спросу. В этом вопросе нужно, конечно, стимулировать внутренний спрос за счет бюджетных расходов. Пробиться на внешние рынки тяжело, но возможно, а сначала нужно обеспечить хотя бы внутренний спрос. Государству надо выравнивать внешнеторговый баланс, который сейчас отрицательный. Экспорт должен быть всегда выше импорта. Президент, когда приезжает в какую-либо страну, должен брать статистику торгового баланса и смотреть, что туда экспортируется, а что импортируется нашей страной, и что можно исправить, чтобы экспорт повысился. Я бы так советовал Президенту, кто бы там им ни был. Украине нужно строить экономику и перестать заниматься ерундой, играть в большую политику. Мы не настолько большая страна, чтобы ввязываться в эти геополитические игры. Можно избрать такой себе финский вариант. Создать благополучное государство. В Украине есть все предпосылки для этого, но не хватает мудрых грамотных людей в руководстве. В недрах исполнителей их много, а вот в высшем руководстве государства, к сожалению, их мало, или их вообще нет, или же они не прислушиваются к тем умным людям, которые есть в среде исполнителей. Вот это проблемы нашей страны.

— Что будет с крупными предприятиями в случае дефолта?

-В случае дефолта крупные предприятия не смогут осуществлять внешние займы, потому что любой серьезный международный иностранный банк, который будет принимать решение об открытии той или иной кредитной линии (никакой бизнес не сможет развиваться без кредитования), не захочет сотрудничать, а для таких серьезных капиталоемких проектов безусловно нужно внешнее инвестирование. Внутренние банки государства дать это инвестирование не способны, вот поэтому нужно выходить на внешние рынки.

Одной из моих инициатив было освобождение от налогообложения всех процентных доходов по евробондам. Если государство не создало условий для нормального стимулирования отечественного товаропроизводителя в виде, например, частичной компенсации процентных ставок по определенного рода инвестиционным проектам, которые реализовываются на территории Украины, банками, являющимися резидентами Украины, то пусть хоть оно не мешает и не налогооблагает те доходы, которые получают держатели евробондов, обеспечившие это финансирование. Предприятие должно работать и выплачивать то, что заняло, плюс еще проценты. Это критически важные условия для реализации любого инвестиционного проекта. Дефолт негативно отразится на бизнесе – это безусловно. Бизнес будет отрезан от внешних рынков кредитования. Украине необходимо наращивать экспорт, потому что нужна кредитная выручка, ведь кредиты отдаются в валюте, а у страны 70 млрд. внутреннего и внешнего долга, и из почти триллионного дохода на 2019 год у нас 417 млрд. гривен – это проценты по займам, плюс само тело кредита. Возможно, при такой ситуации имел бы смысл не отказаться, но хотя бы приостановить на пару лет эти выплаты. Если Украина и дальше будет жить таким образом, что будет брать новые кредиты и рассчитываться по старым долгам, то страна никогда не выберется из этой долговой ямы.

Главные приоритеты страны, которую нужно развивать, это энергонезависимость. Экономическая система народного хозяйства основывается на импортируемом, преимущественно топливно-энергетическом комплексе. У нас сырье углеводородное, в основном, импортируется за валюту. Для того, чтобы эту ситуацию поменять, Украине, конечно же, нужно осуществлять наращивание добычи природного газа. Это ключевая задача любого правительства, которое есть или придет. В Украине добыча газа составляет примерно 16-17 млрд. кубометров в год. В 70-х годах в Украине было 80 млрд. Этот газ экспортировался в Москву небольшой промежуток времени, около 10 лет (до открытия соответствующих газовых месторождений в Сибири и Зауралье). Украина экспортировала газ. Наверное, когда наша страна станет энергетически независимой не на словах, а на деле, у нас может и платежный баланс улучшится. На сегодня, платежный баланс в отрицательном значении из-за импорта энергоресурсов. Нефть где-то 3-4 млн. в год, в принципе, немного импортируется, но могли бы и экспортировать. Государство импортирует около 3-4 млрд. кубических метров газа ежегодно. Поэтому, скорее всего, эти стимулы были бы приоритетными. Первые шаги – это, прежде всего, поддержание наукоемких технологических отраслей: авиастроение, ракетно-космическая отрасль, тяжелое машиностроение. Надо развивать инфраструктуру, поскольку это дает очень хороший мультипликативный эффект. Не в обиду аграриям, но у них нет этого эффекта, так как основные статьи расхода у аграриев — это минеральные удобрения и топливо, все импортируемое сырье. То есть, допустим, аграрии получили 100 гривен, из них около 50 гривен будут тратить на посевной материал, на удобрения и на топливо. Касательно строительства, то здесь будет задействована вся цепочка: это и бетонные заводы, и арматура, и металлургические предприятия, это работники, которые своими руками все делают. Ну и в результате у нас изношенность энергетической и транспортной инфраструктуры — 70-80%. Украина при развале Советского Союза в 1991 году имела вторую экономику после России. Сейчас нас обгоняет уже Беларусь с Казахстаном. Наша страна стоит на месте. Инфраструктура деградирует, политики заливают людям в уши какие-то непонятные сказки и небылицы. «Українці будуть жити краще за всіх» – да Боже мой! Вы хотя бы до уровня той же Белоруссии дойдите. Людям надо меньше верить популистам. Потому что популизм ни к чему хорошему нас не приведет.

 

Читайте также по теме