Кабмин в апреле 2020 года ввел госрегулирование цен на рынке продуктов. При этом за год цены на продукты в розничных сетях выросли, а введенный государством мониторинг цен на продукты на стоимость еды в рознице не влияет. Кроме того, как и год назад, поставщики продуктов в розничные сети снова оказались в невыгодном положении: владельцы супермаркетов получают от поставщиков товар и задерживают оплату за него на 1-1,5 месяца, фактически «выкручивая руки» поставщикам.
Об этом в интервью ГолосUA рассказал генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
— Алексей, Кабмин в апреле 2020 года ввел госрегулирование цен. По вашему мнению, на данный момент, сегодня государство действительно влияет на цены в супермаркетах?
— Госрегулирование цен это больше мониторинг цен на продукты государством, но эта процедура влияет и достаточно серьезно на следующее. Когда мы говорим о торговле, то это торговля вся – и в супермаркетах, и рыночная. Нет ограничений по видам торговых точек: то есть госрегулирование распространяется и на торговые сети, и на маленькие магазины, и на несколько маленьких магазинов. При этом если это маленькие магазины, то они могут не отчитываться о ценах на свои продукты. Хотя, отмечу, правила о госрегулировании цен не освобождают эти маленькие магазины от отчетов о ценах, хоть на ценообразование эти магазины не влияют. При этом фактически о ценах, установленных на продаваемый товар, отчитываются крупные торговые сети, учитывая их большой товарооборот и высокую плотность магазинов, особенно в крупных регионах – на Западной Украине, в Киеве, в части городов Восточной Украины.
Вот такие супермаркеты отчитываются о том, что цена изменится. Ранее, до этого правила о госрегулировании, они отчитывались о ценах, которые есть. Сейчас же так: если в супермаркетах цена будет меняться на 5 процентов, то об этом нужно сообщить за 3 дня в Минэкономики в Минэкономики. Также супермаркеты, торговые сети отчитываются в Минэкономики о товарных запасах. Таким образом, в Минэкономики знают, сколько единиц продуктов есть в супермаркетах, и так формируется баланс наличия пищевой продукции. Это исключает вероятность резкого дефицита, поскольку Минэкономики также мониторит наличие продуктовых запасов, допустим, на рынке. Это неточный мониторинг, но позволяет государству владеть информацией о том, какие есть продовольственные запасы.
До того, как было возобновлено госрегулирование цен, которое фактически является мониторингом цен, могли быть ситуации, когда вдруг из продажи, например, резко пропадала морковь. Теперь госмониторинг позволяет избегать таких ситуаций. И полученная от торговых сетей информация позволяет избежать вероятного дефицита: допустим, поговорив с экспортерами о том, что цена на товар, скорее всего, будет расти, и, убедив их продать продукты в Украине вместо экспорта с такой же прибылью, как и при экспорте.
Кроме того, всегда можно будет импортировать продукцию, если она будет необходима. Поэтому в государстве упростили условия мониторинга цен на продукты. Например, теперь только если ожидается 5-процентное изменение цены, то нужно об этом сообщить в Минэкономики.
— Алексей, если супермаркеты обнаруживают, что какой-то товар не продается, то будут ли в этих торговых точках и дальше снижать цену?
— Были случаи, когда супермаркеты при повышении цены на сахар не имели права его продавать из-за процедуры мониторинга цен и сообщали об этом в Минэкономики, и вели диалог о том, что делать: либо сахар взять из госрезерва, либо убрать лицензирование сахара-тростника, чтобы в Украине можно было его продать по более низкой цене. Как я знаю, если в супермаркете ожидается резкое повышение цены, скажем, на 10 процентов, но за 10 дней супермаркеты не успели об этом предупредить Минэкономики, то им надо или убрать товар с полок, или сообщить о ситуации в Минэкономики, чтобы министерство повлияло на производителей или импортеров, и отрегулировало наличие и цену товара.
— По вашему мнению, какие факторы формируют цену продуктов в украинских супермаркетах?
— Цена состоит, прежде всего, из себестоимости продукции, плюс маржа поставщика или импортера плюс маржа торговой сети. Отмечу, что в последние 3 года основное влияние на стоимость любой продукции в Украине влияет нехватка денег, потому что стоимость денег в нашей стране очень высока – порядка 12% процентов для крупного бизнеса, и порядка 15% и выше для среднего и малого бизнеса. Поэтому только за год из-за такой кредитной ставки возникает разница в цене 12 процентов. Или вообще, по сравнению с европейским производителем, проблема для украинского производителя продуктов получить какой-либо кредит. Например, для сравнения, европейская компания получает кредит под 2 процента.
— Это и является причиной более высоких продуктовых цен в Украину, чем в ближнем зарубежье?
— Да, основная причина тому – нехватка денег или нехватка кредитных денег, а банковское кредитование идет слабо. Соответственно, деньги не поступают в экономику и те деньги, которые есть, очень дорогие.
— Алексей, в одном из своих комментариев вы сказали, что цены на продукты в Польше в некоторых случаях ниже, чем в Украине. Можете объяснить, почему так происходит?
— Когда мы говорим о разнице в ценах на продукты в Украине и в Европе, то в Европе налоги более высокие, но в Украине много лет высокий налог на добавленную стоимость (НДС) при производстве продуктов – 20%. Я считаю, стоит сделать специальную (для продуктов) ставку НДС, более низкую. НДС должен быть одинаковым для всех стадий производства и торговли. Европейские директивы это разрешают.
Добавлю, что в трех странах Европы – Латвия, Литва, Болгария — имеют НДС (на продукты) 20%. Во всех остальных странах Европы, Евросоюза НДС от 5-10%. Один из самых низких НДС – в Польше, 5%. Европейские директивы позволяют НДС на продукты от 5 процентов. А в Германии НДС на производство продуктов – 7%.
— По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы в Украине в супермаркетах цены на продукты стали ниже?
— В частности, снизить НДС на производство продуктов. И перераспределить в государстве субсидии (господдержку) на сельское хозяйство. Насколько я знаю, из госбюджета на поддержку аграрной отрасли выделялось максимум 6,5 млрд грн. Опять же, большую часть этих денег получали всего две компании.
Отмечу, что на 2021 год для поддержки аграрной отрасли из госбюджета выделено 4,5 млрд грн и в этом году более прозрачно распределяются эти средства. При этом до мелкого аграрного бизнеса, как я знаю, часть этих денег не доходит… Так вот в Европе господдержка аграрного бизнеса составляет до 70 млрд евро в год. Вот в этом еще одно отличие между затратами на производство продуктов в Европе и в Украине. Соответственно, в себестоимости европейской продукции за счет государства компенсировано около 15% затрат, а в Украине – до 2 процентов.
Я также вижу, что в Украине в агропроизводстве очень низкая конкуренция, потому что в аграрной сфере по каждому направлению, по каждой культуре есть несколько лидирующих производителей. Какой бы рынок мы не взяли, лидеров несколько: если это рынок сахара, то там есть 4 лидирующих производителя, которые реально влияют на рынок. В результате сейчас, в июне 2021 года, сахар в Украине стоит дороже на 20-25%.
Рынок курятины. Тут тоже лидирует один крупный производитель. Производство семечек для подсолнечного масла или производство другой агрокультуры – тут снова несколько компаний, которые существенно влияют на рынок и на цену продукции. И эта ситуация — не в пользу покупателя.
— Алексей, что еще можно сделать, чтобы цены на продукты в украинских супермаркетах были ниже?
— Я думаю, государство может помочь наладить кредитование сельского хозяйства. А если мы говорим о субсидиях на агросектор, я выступаю за то, чтобы часть этих субсидий передать на снижение НДС в качестве компенсатора, чтобы НДС на продукты составлял 14%, а не 20-ть.
И добавлю, что стоит подключать Антимонопольный комитет для проведения расследования по ряду рынков, где лидируют крупные производители, потому что они существенно влияют на ценовую политику по группам продуктов. Я думаю, Антимонопольный комитет всегда игнорировал эти ситуации.
— Что вы слышали о ситуации, когда супермаркеты создают неудобные условия для поставщиков (например, надолго задерживают оплату за товар) и в результате продукты продаются по завышенной цене? По вашему мнению, государство как-то на эту ситуацию может повлиять?
— Так всегда было, когда речь шла о партнерстве поставщиков продуктов и торговых сетях. Розничные сети фактически выкручивают руки поставщикам, поскольку с точки зрения европейских принципов, влияние на ситуацию торговых розничных сетей велико и это называется «высокая рыночная сила». Они, имея торговые площади в своем распоряжении, могут диктовать условия.
Кроме того, ситуация с розничными ценами на продукты также зависит от того, как договорятся между собою поставщики. Насколько я помню, поставщики никогда не могли договориться между собой. Если за стол переговоров садятся представители нескольких компаний, даже крупных, и представители торговых сетей, то торговые сети заявляют солидарную позицию. А поставщики обычно между собой начинают спорить и требуют для себя привилегии: чтобы сократили срок между поставкой и оплатой, чтобы не насчитывали маркетинговый бонус.
Я несколько раз участвовал в таких переговорах, и нам далось рынок «перевернуть». Если я правильно помню, в 2014 году Антимонопольный комитет принял решение наложить крупный штраф на торговые сети, вот тогда торговые сети перестали быть монополистами влияния, потому что это решение поссорило их между собой. Но прошло несколько лет, и вот поставщики продолжают между собой «бодаться», а торговые сети вернули себе «высокую рыночную силу». На сегодня все вернулось к тому, что было раньше: торговые сети «выкручивают руки» поставщикам, ставят условия по отсрочке платежа, которая сильно увеличилась, до 45 дней. И эти переговоры между поставщиками и торговыми сетями еще не означают, что поставщики получат свои деньги. Если компания-поставщик уходит из торговой сети, значит, за партию последнего поставленного товара она уже деньги не получит.