Кабинет министров полностью отменил государственное регулирование цен на продукты питания, эксперимент по которому начался еще в октябре прошлого года. Соответствующее постановление №394 от 7 июня 2017 года вступило в силу с 1 июля 2017 года. Параллельно с этим на рынке Украины наблюдался необоснованный рост цен на многие социально важные продукты. Так, с начала текущего года, например, рекордно, без каких-либо рыночных причин, подорожали овощи борщевого набора. Рекордсменом здесь стала капуста, выросшая в цене в более чем 4,5 раза. ГолосUA обратился к директору Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексею Дорошенко, чтобы выяснить, послужила ли инициатива правительства по отмени госрегулирования цен толчком для рекордного подорожания продуктов, в чьих интересах принималось это решение и как оно отразилось на жизни граждан.
— Алексей, повлияла ли, по вашему мнению, отмена государственного регулирования цен на стоимость «социальных» продуктов?
— Отмена госрегулирования – стала одной из трех-четырех причин подорожания, потому что как раз в этот период опережающими темпами росли цены на продукты питания. Если говорить о том, насколько это сказалось, то некоторые группы товаров у нас начали расти с августа месяца [прошлого года], когда, казалось бы, у нас урожай и цены должны падать. Некоторые позиции выросли уже в августе месяце, потому что первоначально Кабинет Министров хотел провести эксперимент с отменой госрегулирования цен на социальные продукты питания с 1 августа, но он не успел этого сделать, потому что на уровне общественных советов удалось затянуть это решение, и его ввели только с 1 октября.
Поэтому и так растянулось во времени подорожание – где-то цены выросли уже в августе, потом они уже затормозились. Яйца, например, начали расти буквально перед самым экспериментом. У меня такое ощущение, что все понимали, что эксперимент портить нельзя – чистота должна быть 100%-ная, поэтому нужно было стартовать раньше. Вот где-то дней за 10 до эксперимента рост цен на яйца начался и максимума достиг буквально недели за две. Обычно этот процесс растягивается во времени, здесь же было очень быстро.
— В чьих интересах была произведена отмена госрегулирования, учитывая тот факт, что оно фактически не работало уже более двух лет?
— Госрегулирование цен являлось угрозой только крупному бизнесу, малый и средний бизнес вообще не боялся этого регулирования, тем более, что, действительно, на практике контроль не осуществлялся уже более двух лет. А для крупного бизнеса это было потенциальной угрозой, потому что Кабинет Министров мог по отношению к конкретным производителям стукнуть кулаком по столу и начать расследование, поэтому они были лоббистами – начиная с запуска этой идеи и уже до фактической отмены госрегулирования.
— Необходимо ли это регулирование при рыночных отношениях, есть ли оно в развитых странах?
— Вот, например, в Европе нет госрегулирования – есть госмониторинг, который в себя включает почти то же самое. Это с одной стороны, а с другой, убирая одни механизмы, мы должны на их место ставить другие. Вот, например, французская система, которую мы даже хотели внедрить у себя, подразумевает мониторинг с выводами, обязательными для исполнения. И если к выводам не прислушались, то уже штрафы. Либо давайте другие механизмы.
— Какими еще механизмами можно заменить госрегулирование цен в Украине?
— Давайте через другие механизмы – через те же самые карточки по американскому образцу, либо через снижение ставки на добавленную стоимость. Потому что мы вообще в Украине имеем одну из самых высоких ставок НДС по сравнению с ближайшими соседями на продукты питания – 20%. Для сравнения: Молдова – 8%, Белоруссия – 10%, Российская Федерация – 10%, Польша – 5%, Германия – 7%. Есть страны, где также 20% — это две страны Балтии и Болгария. Они просто еще не полностью перешли на европейские рейки. Все остальные страны – даже наши соседи, которые далеки от Европы, перешли на пониженную ставку. Давайте делать то же самое. Мы подсчитали, что снижение НДС с 20 до 5% стоимость продуктов питания снизится на 10%, что даст довольно хороший толчок для роста продаж.
— Как отобразился подорожание социальных продуктов на покупательском спросе в условиях и без того серьезного обнищания населения?
— Затраты домохозяйств показывают, что в 3-4 кварталах 2016 года – 1-м квартале 2017 года структура потребления украинцев ухудшалась. Мы все больше денег тратили с вами на продукты питания, сюда же – алкоголь и табак. То есть, больше приходилось тратить на еду, отказывая себе во всем остальном. Так, у нас почти 99% средств уходит на покупки и услуги, и только 1% заработков уходит на накопления, тогда как в развитых странах этот процент совершенно другой.