Не секрет, что в зоне повышенного риска сегодня находятся квартиры украинцев — самый ликвидный товар на рынке недвижимости. Ныне аферисты нашли новую лазейку для отъема жилья у рядовых граждан. После открытия свободного доступа к государственному реестру недвижимого имущества в нашей стране участились случаи мошенничества с квартирами. Тем временем власть признает, что в Украине образовался правовой вакуум в вопросе компенсации материального ущерба физическим и юридическим лицам, которые приобретали недвижимость, когда в госреестре ее статус был поначалу законным, а затем изменился по решению суда. О том, как будет действовать механизм возмещения убытков украинцам при потере собственности, и об аферистах на рынке жилья, корреспонденту ГолосUA рассказал глава общественной организации «Кияни, об'єднуємось!», юрист Александр Дядюк.
— Александр Владимирович, как вы прокомментируете намерение власти устранить правовой вакуум в вопросе компенсации украинцам материального ущерба от квартирных махинаций?
— В нашей стране комментировать что-то тяжело. По одной причине — то, что в нормальной стране работает, у нас может не работать. Кто будет распоряжаться этими средствами из специального фонд госбюджета и как? Не исключено, что у нас могут быть и договорные отношения в этом вопросе. Разумеется, идея эта хорошая, но чем она закончится, я даже не представляю. Трудно предполагать в нашей стране, с пользой ли используют эту идею, или опять-таки будут использоваться мошеннические схемы. Конечно, могут создать фонд страхования, как для вкладчиков банков, — в пределах 200 тыс. грн. Тем, кто пострадал, Фонд гарантирования вкладов физических лиц выплачивает эту сумму. Я так понимаю, что хотят сделать что-то подобное для украинцев, пострадавших от квартирных мошенников. Но как эта система будет работать, честно говоря, предугадать сложно.
— Сообщается, что это не только забота о рядовых украинцах, но и о бизнесменах, которым будет гарантирована защита собственности…
— В этом вопросе в первую очередь страдают не столько бизнесмены, поскольку у них есть сильные юристы, они могут обращаться в прокуратуру, полицию и защищать свои права, — страдают, прежде всего, простые люди, которые попадают в сети мошенников. Надо смотреть, на кого этот законопроект №6442 в первую очередь рассчитан. В проекте закона прописано, что деньги на компенсацию пострадавшим от квартирного мошенничества украинцам будут брать из административного сбора за госрегистрации имущественных прав, 10% от этой суммы будет отчисляться в специальным фонд госбюджета. Мне трудно сказать сейчас, кто впоследствии из этой «кормушки» будет наживаться.
— Сейчас мошенники придумали новые схемы отъема квартир. «Взламывают» реестр недвижимости с паролем, якобы «украденным» у нотариусов, и переоформляют квартиру на себя…
— Безусловно, имея доступ к реестру недвижимости, аферисты легко могут отбирать жилье у украинцев. Как известно, все сделки по недвижимости сейчас идут через нотариусов. Разумеется, остановить этот преступный промысел можно, если бы была политическая воля. Все мошеннические действия происходят из-за бездеятельности финансово мотивированных правоохранительных органов. Еще мой учитель, профессор говорил, что ничто не стимулирует так преступность, как отсутствие ответственности, безнаказанность. К сожалению, в нашей стране полностью отсутствует ответственность мошенников за содеянное. Если у тебя есть деньги, чтобы «простимулировать» прокурора, судью, генерала полиции и т. д., то ты можешь вытворять, что хочешь.
— Нечестных нотариусов наказывают за подобные преступления?
— Я пока не знаю примера, во всяком случае, не слышал и не видел в Интернете ничего о том, что хотя бы один нотариус сел в тюрьму за противоправные действия. Проштрафившихся нотариусов временно отстраняют от работы, но потом они опять возвращаются на свое место. Я не слышал не то, чтобы какой-то из нечистых на руку нотариусов получил реально 8-10 лет тюрьмы. Я не слышал, чтобы кого-то из нечистоплотных нотариусов уволили с работы. Их временно наверняка увольняют, они притихнут, а потом снова выходят на работу. Повторю, в нашей стране отсутствует ответственность. У нас не правовая страна, у нас не правовое государство. Я всегда говорю, что в Украине ни полиция, ни прокуратура почему-то не имеют отношения к таким «скучным» вещам, как закон, правопорядок, служебные интересы… Если раньше при власти было ворьё, то сейчас еще хуже – мародеры.