В канун президентских выборов в Киеве состоялась организационно-деятельностная игра (ОДИ) «Моделирование украинского кризиса и поиск путей выхода». Организаторами игры выступили Институт Республика, исследовательская кампания Актив-групп и Союз молодых политологов Украины. Организационно-деятельностная игра берет свое начало со стратегических военных игр, в которые играли в своих штабах военные командиры Германии во времена Второй мировой войны. Цель игры – разобраться в тех процессах, которые происходят в стране, и составить прогноз дальнейшего развития событий. Председатель Союза молодых политологов Андрей Еременко рассказал ГолосUA о том, что может ожидать Украину в ближайшем будущем, исходя из результатов последней игры.
— Насколько часто сбываются прогнозы, которые вырабатываются во время ОДИ?
— Судите сами: практически во всех играх власти, которые проводились еще недавно, сценарий был примерно такой: сначала к власти приходило правительство, которое разваливало экономику. Потом это правительство сметали революцией или войной. Причем, революции и войны происходили с привлечением внешних игроков – Евросюза и США. И после этого вся страна объединялась для того, чтобы общими усилиями вытащить себя из кризиса.Как видим, именно на этом этапе, на наш взгляд, сейчас находится Украина.
— Можно ли ожидать, что в Украине начнется гражданская война?
— Нет. Игра показала, что украинцы не готовы к гражданской войне, они всегда умеют находить общий язык. В реальности мы видим, что происходят похожие вещи – в такой эмоциональной картине, какая была в Одессе в начале мая, то, что это не только не привело к гражданской войне, а, наоборот, привело к стабилизации ситуации – очень показательно. В играх мы получали такой жерезультат. В этой игре хоть и были попытки сделать гражданскую войну в Украине, но в результате мы получили гражданскую войну в России (и Китай в ней начал принимать активное участие), массовые беспорядки в Европе и США — все внутренние проблемы Украины выливаются на внешних игроков.
Игра также показала, что когда внешние игроки пытаются дестабилизировать ситуацию в Украине – Крым захватывать, «зеленых человечков» привлекать, потом проявляется неготовность украинцев реально помогать воевать, но люди готовы воевать только за мир. Люди готовы создавать отряды самообороны, вооружаться, готовы даже стрелять…
— Что будет с выборами Президента? Состоятся ли они? Кто победит?
— Выборы состоятся, в них примет участие чуть больше половины избирателей. Вышло так, что половина людей не голосовала на выборах, и, соответственно, легитимность власти оказалась сомнительной.
— А что будет с Крымом? Вернется ли он в состав Украины?
— Да, Крым перестанет быть частью России. В этой игре Крым вернулся под девизом «если у вас все в порядке, так уж и быть, мы к вам примкнем». Более того, не исключено, что именно Крым станет самым проукраинским регионом Украины. Пожив некоторое время в России, и сравнив «как у нас, и как у них», они придут к выводу, что быть украинцем все-таки комфортнее.
— Что на фоне украинских событий произойдет в России?
— В России начнутся массовые беспорядки. Причем, в игре революция в России началась одновременно в разных регионах – и на Востоке, и возле Японии, и на границе с Китаем, и на Кавказе. То есть, всюду, где могли быть какие-то беспорядки, они стали реальностью.
— Нашлись ли во время игры возможные пути выхода из украинского кризиса?
— Да. В двух последних играх всегда происходила децентрализация власти. Влияние регионов на центральную вертикаль власти становилось настолько ярким, что правительство начинало теряться. Так или иначе, в результате подъема индивидуального сознания права переходят к громадам естественным путем. Если же этого не происходит, то возникает линия напряженности, наступает война, революция и теракты, в результате чего права все равно переходят к громадам.
Децентрализация происходит даже в системе принятия решений. Это мало зависит от локализации, и немного зависит от тех проблем, с которыми сталкивается общество. То есть, где-то децентрализация нужна уже сегодня, а где-то она станет нужна послезавтра. Так или иначе, это становится мировым трендом.