Марина Иванова
07:02 05/04/2016

А. Ермолаев: «Новое правительство не прочь получить депутатские мандаты в качестве «страхового полиса»

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №4357 "О внесении изменений в статью 78 Конституции Украины относительно создания политических предпосылок для стабильной и эффективной работы Кабинета Министров Украины". "Сегодня в большинстве постсоветских стран постоянным правилом является конституционное установление принципа несовместимости депутатского мандата и должности члена правительства. В условиях, которые сложились в Украине, такая ситуация не способствует налаживанию эффективных взаимосвязей между правительством и парламентом и преимущественно сводит ответственность первого перед вторым только к формальной отчетности", — считают авторы законопроекта. "Законопроект соответствует требованиям части второй статьи 156, статей 157 и 158 Конституции Украины. Принятие предложенных в законопроекте изменений в Конституцию Украины не приведет к нарушению международных обязательств Украины", — подчеркивается в пояснительной записке. О том, какими последствиями чревато совмещение депутатской и министерской работы, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрея Ермолаева.

— Андрей Васильевич,  в чем главный «минус» инициативы по разрешению совмещать работу в парламенте и правительстве?

— Совмещение депутатского мандата с министерским постом, по сути, существенно уменьшает политическую ответственность министра, потому  что мандат оказывается его «страховым полисом». Я уже не говорю о желании использовать депутатский иммунитет в случаях, которые касаются возможных нарушений. В том числе, и связанных с коррупционными расследованиями.

— Что это значит для украинской политической системы?

— Это возвращает украинскую политическую систему во времена старых номенклатурных режимов, когда, по сути, исполнительная и законодательная власти стали нарушать принцип разделения властей по существу. Считаю эту инициативу безмозглой. И связанной, прежде всего, со страхом политической ответственности у тех, кто сейчас у власти.

— По словам некоторых экспертов, внедрение такого «совместительства» невозможно без кардинального реформирования работы министерств, чтобы министр действительно осуществлял только политическое руководство. Такое в принципе возможно?

— В ситуации кризиса — невозможно. Какое там политическое руководство? Да, ответственность министра — реализация определенной политики в своем секторе. Но, наряду с этим, сейчас сама ситуация требует от каждого высокопоставленного чиновника полной самоотдачи. И не только в формулировании общих задач, но и личного контроля, участия, инициативы в реализации проектов в рамках своей секторальной политики.

Поэтому, я, наоборот, считаю, что нужно говорить о повышении ответственности при функционировании министра, а не о его «отсечении» от работы аппарата министерства. 

— Какими могут быть последствия для страны, если парламент пойдет на принятие такого решения?

— Что касается коррупционных рисков, считаю, что мандат, по сути, является прикрытием, «щитом». Поэтому очевиден интерес нынешнего депутатского корпуса, чтобы подстраховаться. Тем более, что эта инициатива сформулирована на фоне и в контексте громких коррупционных скандалов в стране. Так что понятно, откуда «уши торчат». Я категорически против таких изменений, так как они нарушают сам принцип разделения власти.

— Удастся ли «протащить» такие законодательные изменения через парламент?

— Думаю, что эта инициатива — не проходная, сколько ее не облагораживай.

— Появление подобной инициативы как-то связано с офшорным скандалом вокруг Президента?

— Нет, думаю, что идея родилась, когда начались первые широкие антикоррупционные расследования и заявления, еще осенью минувшего года. Особенно — после слухов о миллиардах руководства Кабмина, об обвинениях в «крышевании» коррупции в отдельных министерствах, следственных действиях по поводу отдельных чиновников. Не исключаю, что у многих нынешних депутатов, и молодых, и старых, есть реальный страх согласиться участвовать в коалиционном правительстве и потерять мандаты. Значит, им есть чего бояться.

У нас же, несмотря на все разговоры о парламентско-президентской модели власти, никому и в голову не приходит организовать рейтинговое голосование на пост премьера и министерские посты, никто не говорит о своих программах работы в Кабмине. Идут какие-то кулуарные переговоры. А число кандидатур на пост премьера сужено до двух-трех персон, что просто позор для парламента, в котором формируется коалиционное правительство.

— И резкий диссонанс с предыдущими заявлениям о том, что Украине необходимо технократическое правительство…

— Я даже не хочу сравнивать эти заявления и происходящее. 

Читайте также по теме