А. Ермолаев: «Ситуацию на Востоке спасло бы правительство национального согласия»

Восток стал новой украинской «горячей точкой». Самопровозглашенные власти Донецкой области объявили на 11 мая 2014 г. проведение референдума о независимости региона. И. о. президента 
color="#0000ff">Украины, председатель Верховной Рады 
color="#0000ff">Украины 
color="#0000ff">Александр Турчинов заявил, что против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия. Местные восточные силовики по распоряжению правительства будут доукомплектованы подразделениями из других областей. О настроениях жителей юго-востока, а также о перспективах развития ситуации и путях ее урегулирования корреспондент ГолосUA расспросила политолога Андрея Ермолаева.
— Андрей Васильевич, с вашей точки зрения, что происходит на востоке страны, в Донецке?
— Я рассматриваю это, как спецоперацию нашего соседа, опирающуюся не только на подготовленных менеджеров, стремящихся уподобить свои действия недавним событиям в Киеве, но и на часть жителей Донецка, уже готовых на более радикальные действия по защите своего региона. Они защищают свои взгляды, связанные с властью, экономической политикой.
Мы имеем дело с инспирированием сепаратистского движения. Конечная цель этого – как минимум, самостоятельность этих регионов, с последующей сменой их внешнеполитической ориентации, с перспективой создания условий для федерального движения. То есть, перевод псевдосепаратистского движения в сепаратистское.
— Где грань, которую не переступит Россия в этом процессе? Это будет крымский сценарий?
Нет, крымский сценарий невозможен, по той простой причине, что в Крыму участниками этого псевдосепаратизма были центральные органы власти. Здесь же мы имеем дело с «кривым зеркалом» того, что происходило в Западной Украине, но, скажем так, с другими причинами и мотивами.
Если в так называемом «майданном» движении важнейшей частью была так называемая самоорганизация широких слоев населения, и позиция борьбы с режимом, коррупцией, несправедливостью, то в случае событий в восточных областях мы имеем дело с попыткой повторить опыт захвата государственных учреждений. И задача участников – это дискредитация уже местной власти, а также критика Центра.
— На что готовы в этой ситуации рядовые дончане?
— Рядовые дончане растеряны, переживают страх в связи с происходящим. Именно этот страх и сдерживает радикализацию в регионе.
Да и власти в Киеве не знают, что делать и ведут себя откровенно растеряно. Это свидетельствует, что возможности стабилизировать ситуацию у нынешней власти нет.
— Как будут развиваться события, с вашей точки зрения?
— Я же не Ванга. Думаю, что пока ведущие политические силы, представленные в парламенте и в местном самоуправлении, не обеспечат подписание нового политического договора, не сформируют новый состав власти, включающей представителей всех регионов, возможность игры на страхе и разочаровании будет.
— Кто из представителей юго-востока мог бы войти во власть?
Я считаю этот вопрос спекулятивным. Нужно говорить о другом: необходимо, чтобы местные власти принудили правительство и парламент к общенациональным переговорам и формированию переходного правительства национального согласия. И необязательно в этом правительстве должны быть известные фигуры. Это могут быть просто авторитеты в своих регионах, которые на какое-то время лишаться партийных билетов, откажутся от участия в выборах и доработают до следующего созыва парламента. И способны будут ездить не только в одну область, а и по всем областям, встречаться с людьми, не бояться их. Тогда мы найдем, приобретем хоть какую-то ответственность. А пока же…
Насколько велика вероятность этого в ближайшее время?
— В ближайшее время – нет.
— То есть, такие люди есть, но…
— У нас в стране много хороших людей. Этим часто пользуются, бросая их на баррикады, заставляя захватывать здания, а потом обманывая. Так было и на Западе, так сейчас происходит и на Востоке.

Читайте также по теме