А. Филин: Нововведения в оценке недвижимости – это попытка вывести на рынок «своих»

Постановлением Кабмина № 231 от 4 марта 2013 года вводятся новые правила на рынке оценки имущества при любых сделках с ним, и создается новая структура, которая будет иметь право делать оценку для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством. Предусмотрено, что с 1 августа текущего года изменятся существующие нормы и стандарты оценки имущества. Но фактически уже сейчас оценщики, коих в Украине насчитывается более 10 тысяч, не могут принимать участие в оценке недвижимости. Для того, чтобы заниматься своим делом, им предстоит еще раз обучиться.
Участники рынка называют новые правила очередной попыткой монополизации рынка оценки, которую попытались осуществить летом прошлого года (так называемая «схема 12 апостолов»), но тогда, благодаря активности оценщиков, на ситуацию обратил внимание премьер-министр, и процесс прекратился. Но, как видим, зачем-то снова возродился.
О том, какими могут быть последствия нововведений на рынке оценки, «ГолосUA» общался с представителем Открытого клуба независимых оценщиков Андреем Филиным.
  • В постановлении Кабмина № 231, которое ныне регулирует рынок оценки недвижимости, стоимость имущества предлагается называть не рыночной, а оценочной. Разъясняется ли как-то это понятие: критерии, алгоритм такого вида оценки?
  • Да, но хитро. То есть оценочная стоимость – эта та стоимость, которая высчитывается по определенному алгоритму. Если рыночная стоимость достаточно четко прописана в законе «Об оценке», Национальных и Международных стандартах оценки, и определяется она согласно рыночным данным, то в данном случае оценочная стоимость – это термин, под который, я так думаю, уже позже напишут алгоритм, который позволит взымать столько, сколько нужно.
  • Согласно изменениям в законодательстве, оценщиков должны будут снова обучать, то есть повторяется ситуация прошлого года, когда из-за изменений на рынке оценки услуги очень подорожали. Имеют ли сейчас субъекты оценочной деятельности право работать?
  • Получается, оценивать имущество для целей налогообложения уже не могут. То есть постановление № 231 прописано достаточно сумбурно, и непонятно то ли мы могли до 17 апреля (дата вступления документа в силу. – ред.) делать оценку и она действительна до 1 августа, то ли мы еще имеем право осуществлять оценку до 1 августа. Но многие уже перестали делать такую оценку, поскольку бояться просто-напросто потом каких-то проверок или лишений сертификатов за то, что они не выполнили требования. Кроме того, нотариусы в разных регионах трактуют эту норму по разному.
Можно сказать, что рынок уже стоит, и вы не можете купить-продать недвижимость, поскольку вам нужна оценочная стоимость, которую никто не высчитает.
  • Известно ли, кто, где и когда должен и будет заниматься обучением оценщиков?
  • По закону обучением занимаются высшие учебные заведения, которые получили аккредитацию при Фонде госимущества. На сегодняшний день в Украине заведений, где обучают обычного оценщика, не оценщика для налогообложения, согласно данным ФГИУ, 22. Ни одно из этих заведений не получило право обучать налоговых оценщиков. Право обучать получат новые заведения, но какие, где и когда – неизвестно. В прошлом году появилось одно учебное заведение. Было обучено всего-навсего порядка 40 человек, а затем набор закончился, и эти 40 человек пытались делать оценку всех отчуждаемых объектов.
  • То есть люди, уже занимающиеся оценкой имущества, должны снова подать заявки на обучение, оплатить его и сдать экзамены?
  • Да, но только некуда. У нас обучением специалистов занималось уже названное мной количество вузов, которые в год готовили порядка 500 человек, которые становились оценщиками. Даже если будет увеличена нагрузка на преподавателей, а она, по их словам, может быть увеличена примерно вдвое, то за год они подготовят тысячу специалистов, в то время как на сегодняшний день есть более 10 тысяч специалистов, и они умеют работать на этом рынке. Представьте, сколько лет нужно для того, чтобы рынок пришел к тому же состоянию, что и сейчас. Грубо говоря, 10 тысяч оценщиков – 10 лет. То есть физически невозможно быстро выучить такое количество новых оценщиков, благодаря которому рынок имеет нормальные конкурентные параметры.
Кроме этого, по законодательству, действующему на сегодняшний день, существует стажировка в течении года. Сейчас же предлагается убрать стажировку. Как вы думаете, зачем? Чтобы быстрее ввести на рынок своих оценщиков.
Я абсолютно не против новых специалистов, они приходят на рынок каждый год, мы не боимся конкуренции, но то, что предполагается и предлагается, — это не конкуренция, это просто лишение людей возможности и права работать, вывод на рынок «своих», тех, кто будет делать то, что нужно инициаторам изменений.
  • Что от нововведения следует ожидать гражданам, в частности, какие риски связаны с введением понятия именно оценочной, а не рыночной стоимости?
  • Думаю, что алгоритм ее определения будет достаточно четко прописан, и повлиять на это уже будет невозможно. То есть если сегодня вы при уплате налогов должны опираться на рыночную стоимость, то вскоре будет некая оценочная. Алгоритм могут придумать, например, таким: «хрущевка» стоит такую-то сумму, если она находится на 9-м этаже, значит, коэффициент 0,99, на 5-м этаже – 1,01, к примеру. Суммы плюс-минус будут «прыгать», отталкиваясь от какой-то базовой стоимости. Но вот от какой –неизвестно, они ее просто нормативно установят. То есть это не рынок будет. Если квартира на рынке будет стоить 50 тысяч долларов, то вполне возможно, что оценочную стоимость могут установить на уровне 100 тысяч долларов.
  • Возможно, это нужно для того, чтобы появилась дополнительная возможность для налогообложения недвижимости большего количества граждан?
  • Налог – это, конечно, хорошо. Но, учитывая то, что у нас бюджет достаточно дырявый, и пытаются вытянуть из людей все до последнего, то это опасно. Опасно тем, что люди, возможно, будут вынуждены продавать свое имущество, чтобы купить что-то дешевле и не платить такие налоги. Ведь налог может быть большим, если оценочная стоимость будет установлена большой. В каком виде и как ее установят — мы не знаем.
  • Видите ли смысл в том, чтобы украинцы каждый год проводили оценку недвижимости, как это предлагается в правительственном законопроекте о налоге на богатство?
  • Честно говоря, нет. И это при всем моем желании, как оценщика, получить такой поток заказов. На самом деле массовая оценка недвижимости для налогообложения в цивилизованных странах делается раз в 3-10 лет, и потом каждый год она индексируется, корректируется в зависимости от уровня инфляции и изменений на рынке. Такая нормативная оценка делается, как правило, государственными оценщиками, и ее проводят, повторю, не каждый год. Но в законопроекте о роскоши этого не предполагается. Там говорится о том, что человек каждый год должен будет идти и делать эту оценку у частных структур. То есть в данном случае это перегиб палки.

Читайте также по теме