Евромайдан, Крым, Донбасс, президентские и парламентские выборы, подписанное на крови украинцев соглашение об ассоциации с ЕС, социально-экономический кризис, жертвы, потери, потери… Таковы итоги непростого 2014 года для Украины. Следующий год, 2015-й, будет, вероятнее всего, таким же непростым. О прогнозах во внутренней и внешней политике для нашей страны корреспондент ГолосUA пообщалась с экспертом Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антоном Финько.
— Антон Евгеньевич, от продолжения либо окончания войны на Донбассе зависит как политика, так и экономика Украины. Агентство Bloomberg в своем последнем докладе допускает, что в 2015-м война развернется не только на Донбассе, но и на Азовском побережье. С Вашей точки зрения, оправдается ли прогноз агентства?
— Продолжение, либо приостановление военных действий зависит от того, удастся или нет достичь компромиссных договоренностей между Вашингтоном и Москвой. Их интересы на постсоветском пространстве конфликтуют. По мнению Джорджа Фридмана, «нельзя сказать, что одна из сторон ошибается: обе действуют исходя из своих национальных интересов. Просто эти интересы несопоставимы друг с другом». /> В условиях эскалации конфликта это чревато для Украины превращением ее в европейскую Сирию или европейский Афганистана образца 80-ых годов ХХ ст. – площадку, на которой более сильные геостратегические игроки используют для выяснения отношения друг с другом, не желая вступают в непосредственное боестолкновение друг с другом. Ситуация осложнилась также в связи с проблемой внеблокового статуса. В то же время есть некоторый шанс, что этот максимально трагический сценарий удастся избежать. Полагаю, что правы те эксперты, которые настаивают на том, что мы должны «воспользоваться изменением в публичной позиции Кремля», ведь российская сторона дважды заявила о «необходимости сохранения единого политического пространства в Украине. Первый раз – после встречи в президентом Франции Франсуа Олландом, второй – в ходе ежегодной пресс-конференции» российского лидера».
— Какие сюрпризы нам может преподнести внутриполитическая ситуация?
— Здесь очень многое будет зависеть от того, на какую сторону (премьерскую или президентскую) возложит общественное мнение ответственность за ухудшение социально-экономической ситуации к весне-лету будущего года.
— Но все же, возможен ли раскол коалиции в следующем году?
— Вероятность раскола крайне высока. Однако есть один сдерживающий фактор: нежелание внешних сил допустить повторения сценария раздоров по образу конфликта между В.Ющенко и Ю.Тимошенко. В то же время западные игроки будут делать все, чтобы ни одна из сил, представленных в украинской власти, не установила монополию, захватив «контрольный пакет акций». Такая вот будет двойственная позиция «качелей». На самом деле нечто подобное проводилось и в 2014 году, но не все это замечают. Мало кто обратил внимание на то, что Арсений Яценюк не баллотировался на президентских выборах. Но почему-то он возглавил на парламентских выборах самостоятельную политическую силу, которая не примкнула к составу БПП и не осталась с «Батькивщиной».
— МВФ уехали из Украины, не приняв конкретных решений по выделению очередного транша. Насколько мы будем и далее привязаны к заимствованиям от международных кредиторов и настоятельным рекомендациям от ЕС и США?
— Зависимость Украины от внешних игроков, международных финансовых кругов, МВФ будет лишь возрастать. В этом отличие от ситуации времен В.Януковича. И, как ни странно, для украинских правящих кругов такая ситуация является более внятной, поскольку снимает с них ответственность за необходимость выработки самостоятельного курса развития страной. Им оказалось легче быть директорами-распорядителями, чем собственно директорами. Однако внешние силы не будут брать на себя всю полноту ответственности за социально-экономическую ситуацию в Украине таким образом, каким они взяли ее на себя ответственность за включенные в состав ЕС западных и южных соседей нашей страны. Дело в том, что Украина оказалась буфером. Всем понятно, что МВФ будет настаивать на сокращении социальных расходов. Правительство же будет урезать ассигнования, принимая, однако, во внимание готовность тех или иных слоев (к примеру, студентов в случае со стипендиями) оказывать организованное сопротивление.
— Президент пообещал, что уже в 2015 году Украина получит безвизовый режим с ЕС. Соответственно, наш внешнеполитический курс и далее будет направлен на евроинтеграцию. Осуществимы ли заявления П. Порошенко?
— Есть заявление Я.Томбинского, согласно которому, поскольку в данный момент Украина на готова к вступлению в ЕС, то «нужно увидеть, каким путем пойдет Украина за это время и что будет возможно сделать за эти 5 лет». Однако тема реформ позволяет держать страну в неопределенной буферной ситуации сколь угодно долго. Всегда можно сказать, что некие трансформации не осуществлены, вне зависимости от того, как обстоит дело. И, напротив, при необходимости глаза на несопоставимость социально-экономических условий стран южной, центральной и восточной Европы со стандартами ЕС закрывались. Вряд ли болгарская, латвийская, румынская экономика и социальная система соответствовали требованиям Евросоюза по всем параметрам при их вступлении в ЕС. Характерна в этом аспекте и ситуация с экономической помощью, в которой страна нуждается после того, как был избран одновекторный внешнеполитический курс. Бросается в глаза заявление еврокомиссара по делам расширения Йоханнеса Хана, согласно которому высокий уровень поддержки Украины будет обеспечен в обмен на результаты реформ, и, соответственно дата проведения конференция донов Украины еще не установлена. Конечно, украинская сторона всегда дает более чем серьезные основания для всевозможных упреков по поводу отсутствия преобразований. Но в целом надо признать, что в треугольнике взаимоотношений «Киев – Брюссель – Москва» европейская сторона выглядит далеко не святой. Достаточно напомнить признания бывшего комиссара ЕС по делам расширения Штефана Фюле о том, что часть ответственности за украинский кризис ложится на европейских игроков. По словам Фюле, нельзя было «говорить Украине, Молдавии и Грузии, что, с одной стороны, вступление в российский Таможенный союз несовместимо с соглашением об ассоциации с ЕС, а с другой — лишать их возможности вступить в Евросоюз».
— Нынешний год стал декларацией реформ. Будет ли дан им старт в следующем году?
— На данный момент речь со стороны правительственных кругов идет о бюджетной экономии, урезании социальных ассигнований, включая медицину, образование и особенно украинскую культуру. Говорят также о сокращении количества налогов и открытии казино. Всё это вместе взятое крайне проблематично назвать декларацией реформ. По крайней мере, сколько-нибудь серьезной дискуссии в экспертном сообществе по поводу тех или иных преобразований, исходящих от правительственных ведомств, не ведется.
— Событием уходящего года стал отказ Украины от внеблокового статуса. Каковы будут последствия данного решения?
— Следует согласиться с мнением, что это усилит позиции антиукраинского радикализма в российском истеблишменте. При этом, хотя Украина и будет далее сближаться с НАТО, но это не означает, что нам зажжется «зеленый свет» по присоединению к альянсу, поскольку многие западные игроки вряд ли будут заинтересованы в новом витке эскалации конфликта с Москвой. То есть, будет укрепление разных евроатлантических связей в техническом, военном и др. сотрудничестве. Но отмена Украиной внеблокового статуса и интенсификация отношений с НАТО не означает, что мы автоматически обретем членство в Альянсе.
— И Президент, и премьер-министр пообещали, что нас ждет очень непростой год. На фоне тех аспектов, которые мы обсуждали, можно ли хоть в какой-то части сделать позитивный прогноз?
— Прогнозы могут быть в лучшем случае умеренно негативными.