В Киеве продолжают разрушаться мосты. ГолосUA решил разобраться, какие из них находятся в критическом состоянии и куда на самом деле уходят бюджетные средства, которые регулярно выделяются на их ремонт, спросив об этом архитектора Анатолия Фролова.
— В каком состоянии находятся киевские мосты?
— У нас все мосты в городе проблемные. Они находятся в ужасном состоянии из-за того, не выделяется достаточное количество средств на их ремонт и содержание, а так же из-за отсутствия должного контроля.
В первую очередь местная власть должна обратить внимание на мост Патона, который находится в аварийном состоянии. Мост сделан из металла, который проела коррозия. Мост Патона является памятником архитектуры и его необходимо привести в надлежащее состояние. Для этого необходимо выделение огромных средств.
Киевская государственная городская Администрация (КГГА) уже попросила средства из президентских программ « Большая стройка» и «Большая реконструкция» на ремонт моста Патона.
Минкульт уже выделял средства на 100 объектов, в основном национального значения. Сейчас идет второй тур. В нем будут участвовать 200 муниципальных объектов, в перечень которых входят мосты, которые находятся в аварийном состоянии и нуждаются в государственном вливании средств. Государство сейчас принимает заявки для дальнейшего выделения средств на ремонт. Также в ужасном состоянии находится Дарницкий мост (Кирпы), Северный мост и путепровод на Воздухофлотском проспекте.
Кстати, на всех мостах есть проблемы с коррозией и железобетоном, потому что в бетон вставлены металлические стрежни. Соответственно влага проходит по трещинам и заходит в металл, вызывая его коррозию. От этого ослабляются мосты и начинаются трещины. Поэтому у нас со всеми мостами в городе возникли большие проблемы.
— Сколько за последние несколько лет выделили средств на ремонт столичных мостов?
— Миллиарды гривен. Например, Дарницкий мост был сделан незаконно самим Кирпой, когда он был начальником железной дороги. Он уведомил действующего на тот момент мэра города Александра Омельченко, что строит Дарницкий мост, а съезд с него пусть делает город. Для того, чтобы сделать съезды с моста, необходимо было убрать 50 объектов. Для того, чтобы мост заработал, в итоге было убрано минимальное количество объектов. Кроме того, Дарницкому мосту уже 20 лет, но тут до сих пор не было капитального ремонта. На сегодняшний день государство и город выделили деньги на съезды с моста, чтобы закончить сложившуюся ситуацию с этим мостом. Приблизительно один миллиард гривен уйдет на приведение в порядок Дарницкого моста. Для города это большое вливание средств.
На ремонт моста Патона ежегодно выделяют примерно 100 миллионов гривен, так как мост необходимо поддерживать в нормальном состоянии. Стоит отметить, что сам мост — это не только проезжая часть. Мало кто знает, что под мостом проходят кабеля с одного берега на другой. Также под мостом проходит водоснабжение. Поэтому если с мостом, что- то случится, произойдет техногенная катастрофа.
Также в плачевном состоянии находится мост Метро, но в него «влили» немного денег и привели в более-менее надлежавшее состояние. Поэтому мост Метро сейчас не рухнет. Произойдет это через пять или десять лет. Мост железобетонный, поэтому его нужно заново подготавливать и делать ремонтные работы.
Огромную часть средств из городского бюджета выделяют на путепровод на Воздухофлотском проспекте. Он является металлическим. Для того, чтобы удешевить его ремонт и избежать дополнительных проблем, проще всего его полностью разобрать и сделать новый мост. А так чиновники просто «вливают» туда деньги, а через определенное время мост продолжает разрушаться, так как коррозия не приостановлена.
— Сколько нужно средств на капительный ремонт моста Патона?
— На ремонт Дарницкого моста нужен один миллиард, а на мост Патона потребуется два – три миллиарда гривен. Ведь кроме ремонта моста нужно еще поменять перила, так как активисты и националисты требуют убрать советскую символику в рамках декоммунизации. Вместо этого на перилах должен появиться образ архангела Михаила, который является символом Киева. Все это потянет за собой большие деньги, потому что нужно будет выполнить литье по всему мосту.
Кроме того, выполнять ремонтные работы будут иностранные специалисты. Потому что украинские предприятия к таким работам не привлекают. Как показывает практика, тендер выиграет Турция, а потом через офшоры ремонтные работы выполняют украинцы. Все упирается в тендера, в которых чиновники очень преуспели. Они быстро и «по-тихому» готовят сам тендер и назначают очень короткие сроки для участия в нем. В итоге другие компании просто не успевают этого сделать и побеждают «свои» компании.
-Назовите самый «коррупционный» мост в столице?
— Это Подольско-Воскресенский мост, который до сих пор строится. На сегодняшний день это самый проблемный и «коррупционный» мост среди всех мостов.
Самая большая проблема у нас с мостами, которые заложены в Генплан, но их не строят. В Генплане расписано, какие мосты и где должны быть поострены до 2021 года. В итоге на первое января 2021 года мэр Киева Кличко должен был на совещании отрапортовать об окончании Генплана, чтобы было выполнено, а что нет. Он должен был отчитаться, куда были потрачены все средства. Однако этого не было сделано. После чего, с 2021 года Генплан столицы должны были откорректировать. В итоге новые мосты не были построены, город разрастается, увеличивается поток транспорта, и как следствие, на существующие путепроводы и мосты идет дополнительная нагрузка. Они быстрее изнашиваются. В итоге, когда мосты перекрывают на ремонт, то пробки образуются по всему городу. Ведь в Киеве остро ощущается нехватка мостов, развязок и дополнительной линии метро. Самая большая проблема, что в столице до сих пор не проложили линию метрополитена Троещина – Осокорки, которую должны были построить еще в 2021 году.
— Почему в столице не могут простроить новые развязки и мосты, разве на это не хватает средств?
— Деньги у города есть. Возникает вопрос, зачем нужно было делать стеклянный мост, на который потратили один миллиард гривен? Также огромные средства были потрачены на велосипедную дорожку от Владимирской горки до Андреевского спуска, которая обошлась городу в 400 миллионов.
В столице не могут простроить новые развязки и мосты из-за коррупции и безответственности должностных лиц. Чиновники понимают, что их никто не контролирует. Поэтому, что бы они не сделали, будут в этом не виноваты.
— Таким образом, чиновники «отмывают» бюджетные средства?
— Это не отмывание средств, а воровство бюджетных денег. Потому что на все объекты, которые сейчас строятся в столице, выделяется большие суммы, в несколько раз больше, от необходимых, а тендеры проводятся в сжатые сроки. Из-за сжатых сроков компаниям, выполняющим работы, платят двойную стоимость, а часть средств чиновники с завышенной стоимости забирают себе. Об этом рассказывают работники дорожных служб. В правоохранительных органах есть соответствующие заявления.
При большом финансировании идет большое воровство бюджетных средств. То есть происходит коррупция. Ведь коррупция это не только когда чиновнику дают взятку, но и когда чиновники разделили средства между собой, и ничего не было сделано для города. Например, взять Харьковскую площадь, это скандал, о котором говорит весь город. В частности, из городского бюджета было выделено более 600 миллионов, но фирма ничего из запланированных работ не сделала. По итогам судебных разбирательств город проиграл. В итоге эти деньги просто списали. КГГА превратилась в коррупционную структуру, потому что чиновники запускают проекты, которые выгодны им, с которых они могут заработать. На ремонте столичных мостов за последние годы были расхищены миллиарды гривен. Деньги на их ремонт выделяются всегда. Однако огромное количество средств выделяется для их повторного ремонта. Часто одну и ту же работу выполняют несколько раз. Таким образом, чиновники отмывают деньги. Мосты это только часть проблем. Киев стоит на пороге техногенной катастрофы из-за проблем с инженерией. Проблема с мостами — это только маленький звоночек, который все замечают.