В Государственном агентстве автомобильных дорог («Укравтодор») заявили, что только 2% обследованных мостов в Украине находятся в полностью исправном состоянии. ГолосUA решил разобраться, может ли повториться ситуация с обвалом моста под Николаевом и в других городах, а также сколько мостов в Киеве находятся в аварийном состоянии, расспросив об этом архитектора Анатолия Фролова.
— Анатолий, под Николаевом недавно рухнул новый мост. В каком состоянии находятся мосты в стране?
— В Украине на сегодняшний день никто не смотрит за мостами. Хотя мосты – это стратегическая вещь. Ранее, до начала 2000-х годов, была гражданская оборона, которая, как контролирующий орган, смотрела за состоянием мостов. Все мосты находились на балансе определённых служб. Их обязательно охраняли. Сейчас охрана осталась только на некоторых железнодорожных мостах. Кроме того, все мосты в Украине до 2000-х годов имели свои паспорта. То есть приходили инспектора и смотрели за состоянием мостов и закладывали ремонтные работы. Выполняла ремонтные работы уже другая организация, которая получала задание от ведомства или от местных органов власти. На сегодняшний день сама структура надзора за мостами разрушена. Ее просто не существует.
У каждого моста есть паспорт, где нужно указывать, какой грузоподъемности должен быть транспорт, который проезжает по мосту. На сегодняшний день эти правила не соблюдаются. В полях, где проводятся земледельческие работы и собирают урожай, фермеры стали использовать габаритную и тяжеловесную технику. Такие машины катаются по мостам и «убивают» их за один или два сезона. То есть если раньше предусматривался автомобиль до 5 тонн, то сейчас могут проезжать по мосту машины 35-тонные. Также существуют старые мосты, по которым ездят машины и разрушают их.
— Может ли повториться ситуация с обвалом моста под Николаевом в других городах?
— Может от перегруза. Практически все мосты у нас в стране проблемные. Не вкладывались деньги в их ремонты.
— Когда проходил капитальный ремонт всех мостов в стране?
— Они очень давно ремонтировались. Деньги в основном выделяются на ремонт дорог и трасс, а про мосты все забывают.
— Сколько мостов в Киеве находятся в аварийном или предаварийном состоянии и можно ли безопасно по ним передвигаться?
— В Киеве огромное количество мостов. Более 100. Практически все мосты в Киеве в аварийном состоянии. Сейчас в порядок приводят Шулявский мост. Все остальные, которые проходят через Днепр, два железнодорожных моста, Труханов мост, мост на Гидропарк, мост Патона и Южный мост, находятся в аварийном состоянии. Мост Кирпы или Дарницкий мост находится в относительно нормальном состоянии. Он недавно построен, срок его эксплуатации еще не прошел. Все остальные мосты в Киеве у нас в ужасном состоянии.
Единственный маленький мост, на который выделили деньги и отремонтировали, — который ведет на Никольскую слободку.
В Киеве мост с Подола на Троещину делают более 20 лет, потому что за эти 20 лет он уже приходит в негодность. За ним никто не следит. Хотя нужно проводить обследование строящихся мостов –долгостроев.
В Киеве большие 35-тонные машины разрешено строителям использовать только ночью, когда весь транспорт стоит. Однако по мостам он просто носится. Также большие нагрузки испытывают мосты, когда по ним проходят тяжеловесные дальнобойные автомобили на огромной скорости. Все это происходит из-за отсутствия контроля над мостами, так как нет организации, которая следит за мостами и отвечает за них.
— Нужно давно разгрузить столичные дороги и мосты, почему власти не строят новые развязки?
— По генеральному плану заложено строительство двух мостов. Один в районе Вышгорода, второй в районе Южного моста. У нас есть окружная дорога, она должна быть построена таким образом, чтобы машины полностью объезжали город, а не заезжали в него. По генплану, который действует сегодня, предусмотрена еще одна большая окружная дорога, которая должна находиться далеко за Киевом. Туда должны входить Васильков, Глеваха и другие поселки. Ведь в Киеве было заложено кольцевое движение транспорта еще в 70-е года.
— Почему власть не выделяет необходимого финансирования на ремонт мостов и их строительство?
— У нас большая коррупционная составляющая в государстве. Для того, чтобы что-то двигалось, должны быть заинтересованные лица. В Киеве строят большое количество ТРЦ и жилья, потому что это приносит хорошую прибыль. Строительство мостов и их ремонты прибыль не приносит, поэтому власть вкладываем в них мало денег.
Во- первых, деньги на строительство мостов должен выделять город, во-вторых, очень большая коррупционная составляющая при строительстве и ремонте дорог. Например, дорога от Борисполя до Киева глубиной 80 сантиметров. Она сделана так называемым «пирожком», со слоями разной щебенки, гравия, металлическими сетками, гидроизоляцией и несколькими слоями асфальта. В частности, при строительстве дороге подрядчики могут чего-то не доложить, и огромная часть денег остается в кармане. Так как чиновники не заплатили за материалы и трудовые ресурсы.
То же самое у нас и с мостами. Это серьезные архитектурные сооружения, которые уничтожаются тяжеловесными машинами, но на их ремонты необходимо огромное капиталовложение. То есть, 20-30% от стоимости моста. То есть, чем мощнее мост, тем больше денег необходимо на его ремонт. Процесс ремонта мостов тормозит то, что это очень дорого.