Президент Виктор Янукович провел заседание комитета по экономическим реформам, в ходе которого, неожиданно, подверг критике деятельность правительства. Стиль работы Кабинета министров глава государства назвал «саботажем», подчеркнув, что модернизация и реформирование в стране подменяются «болтовней». Впрочем, критика Януковича не привела к кадровым изменениям или дисциплинарным взысканиям. Тем не менее, многие эксперты сходятся во мнении, что заявления Президента — это своеобразное предупреждение о том, что кадровые перестановки будут, как только подвернется удачный момент. Корреспондент ГолосUA пообщался с профессором кафедры политологии Киево-Могилянской академии Алексеем Гаранем по поводу того, чего следует ожидать в связи с критикой правительства.
— Вчерашняя критика Президента Украины была довольно неожиданной, ведь недавно значительную часть министров заменили. Означают ли подробные заявления предупреждение для Николая Азарова и возможны ли кадровые ротации в ближайшем будущем?
— Конечно, основание для будущих кадровых изменений готовится и их стоит ожидать, но вчерашняя критика Януковичем работы правительства – это скорее попытка переложить ответственность с себя на кого-то другого.
— Ответственность за провалы в экономике?
— Да, главе государства надо было найти «козла отпущения», виноватых во всем: в провалах экономики, в высоких ценах, в нестабильности национальной валюты, в недейственных реформах. Согласно действующей Конституции Украины, вся власть сосредоточена в руках Президента, парламент имеет минимальное влияние и даже не дает согласия на назначения министров в правительство. А Виктор Янукович может менять руководителей министерств в любой момент. Именно поэтому заявления Президента выглядели, как фарс. Ну как можно обвинять Кабинет Министров в саботаже, когда ты же его и назначал?
— Можно ли расценивать попытки Януковича «отбелить» себя, как маневры перед выборами Президента в 2015 году?
— Конечно, это просто маневры, попытка переложить на кого-то ответственность, попытка поиграть в хорошего руководителя, мол, я хороший, а то, что в стране все не так, это претензии не ко мне, а к Азарову…
— Вернемся кадровым ротациям, вы сами заметили, что критика не случайна, а значит и увольнения будут, особенно учитывая, что об отставке Николая Азарова говорят уже давно…
— Кадровые изменения будут, но не в ближайшее время. Думаю, что все зависит от экономической ситуации в стране. В данный момент кадровых замен не будет, поскольку, если снова поставить какого-то нового человека, а в Украине начнется обострение кризиса, то новый премьер попросту «спечется». Николая Азарова держат на случай, если произойдет очередной провал, тогда его поменяют, и Янукович скажет: вот, мы модернизируем правительство, проводим реформы…
Честно говоря, в украинской политике ничего случайного не бывает. Заявления Президента тоже не случайны, как и то, что он вернулся к конституционной модели 1996 года.
— В чем основная причина того, что без согласия Президента не назначается ни один министр, а вот снять их можно в минуту, стоит только захотеть Виктору Януковичу. Это недостаток Конституции?
— Формирование правительства выведено из компетенции парламента, а министров назначает Президент по формальному представлению премьер-министра. Да, мы не можем представить, что Николай Азаров подаст кандидатуры, не согласовав их предварительно с Януковичем. Вы правы, когда подчеркиваете, что снять министра, в отличие от назначения, можно когда угодно и без особых объяснений.
Вот здесь и самый большой минус Конституции 1996 года, когда все назначения зависят от того, что происходит в голове Президента. В нормальной цивилизованной стране назначения без учета политической ответственности, программ деятельности этих министров, невозможны. А у нас все зависит от близости к главе государства и того, какие преференции он будет предоставлять тем или иным группам интересов.