А. Герасименко: «У наших женщин сильно занижена самооценка»

По данным общественной организацией Social Watch, в 2012 году из 154 позиций Украина заняла 64-е место в рейтинге равноправия полов. Возглавили рейтинг Норвегия, Финляндия, Исландия, Швеция и Дания. Соседняя Россия, к примеру, оказалась на 31-ом месте. Несмотря на то, что в нашей стране существует закон «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», а также концепция по обеспечению гендерной равности, ситуация с равноправием полов, по мнению многих экспертов, существенно не меняется.
О проблемах, касающихся гендерного равенства, ГолосUA пообщался со старшим научным сотрудником Института демографии и социальных исследований НАН Украины Анной Герасименко.
— В конце 2012 года Кабмин утвердил концепцию по обеспечению гендерной равноправности. Одна из ее целей, в частности, — до 2016 года уменьшить в Украине разницу между зарплатой мужчин и женщин. Насколько такая цель реальна? Достаточно ли лишь законодательного регулирования для того, чтобы изменить ситуацию?
— В принципе, решить этот вопрос можно очень просто – повысить зарплату в бюджетной сфере, то есть там, где заняты в основном женщины. Но насколько сама постановка этой задачи экономически эффективна – это большой вопрос.
Нужно не сами цифры выравнивать, а создавать более благоприятные условия для женщин. То есть, мне кажется, нужно регулировать эти вопросы, а не просто выравнивать какие-то соотношения в зарплате.
— Если говорить о праве на труд, то в каких сферах чаще, чем в остальных проявляется дискриминация по половому признаку?
— Это, в принципе, общеизвестная статистика. Если мы рассматриваем виды деятельности, то женщины преобладают в бюджетной сфере – это образование, здравоохранение, социальные услуги. Там они достойно себя чувствуют, но там очень низкая зарплата. Именно из-за этого формируется разница в средней зарплате.
Если рассматривать высокооплачиваемые сектора – финансовый, IT-сфера, тяжелая промышленность, то есть те, где высокие зарплаты – там женщин мало. Соответственно, они либо не хотят туда идти, либо их не берут.
— А в каких сферах меньше всего проявляется дискриминация полов?
— Мне кажется, это сфера услуг. Особенно это касается новых, современных услуг. Например, туризма, консультаций, может быть, даже каких-то бизнес-услуг, там, где женщина может достойно конкурировать с мужчинами.
— А сталкиваются ли с проблемами дискриминации мужчины? Или в нашем обществе такой вопрос не актуален?
— В плане трудоустройства, думаю, у них нет дискриминации. Есть проблемы в сфере семейных отношений. Например, после развода дети, как правило, остаются с матерью, и случается, что отец имеет ограниченный доступ к ребенку.
— Что нужно сделать для того, чтобы изменить что-то в социальном статусе женщины?
— Изменить ментальность, женскую самооценку, как-то влиять на отношение женщины к жизни, активизировать ее. То есть сами женщины должны проявлять интерес к реализации в обществе, а не мечтать, например, удачно выйти замуж.
— Насколько наше общество готово к такой постановке вопроса?
— Я думаю, не очень готово потому, что большинству женщин это просто не нужно на самом деле.
Мы проводили недавно социологические исследования, которые показали, что у наших женщин очень занижена самооценка. Они сами не воспринимают себя как достойных, конкурентоспособных работников на рынке труда. То есть они даже не претендуют на некоторые должности потому, что в них с детства заложены стереотипы, что это не женская работа, что они там не смогут достойно конкурировать с мужчиной.

Читайте также по теме