А. Греков: «Выбирая школу для ребенка, нужно искать не преподавателя, а среду»

Весенние месяцы — «жаркая» пора не только для родителей выпускников, поступающих в вузы, но и для тех, кто лишь собирается отправить своих детей «первый раз в первый класс». О том, как не ошибиться в выборе школы, дабы в ее стенах ребенок не только получил хорошие знания, но и успешно формировался как личность, корреспондент ГолосUA расспросила вице-президента Всеукраинской тьюторской ассоциации, директора по стратегическому развитию киевской школы «Афины» Алексея Грекова.

-Алексей Анатолиевич, сейчас во многих школах проходит «конкурс» будущих первоклашек. Зачастую преподаватели ожидают, что ребенок еще до поступления в школу будет уметь не только читать, но и считать. Как вы считаете, насколько необходимо подобное тестирование?

-Даже в нашей школе при приеме детей в первый класс мы вынуждены отбирать детей. Если у нас всего 30 мест в первом классе, а хотят в него попасть 70-100 абсолютно нормальных, вменяемых детей, сделать выбор порой очень сложно. И, все равно, как-то приходится выбирать. Конечно, было бы правильным открывать новые классы, но для частной школы это осуществить непросто. Вообще, с моей точки зрения, тестировать детей, а, вернее, смотреть на них перед приемом в школу, необходимо. Сейчас много ребят, у которых до шести-семилетнего возраста еще не сформированы базовые навыки самообслуживания.

-Почему это так важно для первоклашек?

-Если ребенок, оказавшись среди сверстников, не сможет сам завязать шнурок или сделать что-то подобное — будет постоянно находиться в состоянии дискомфорта. Вообще, было большой глупостью гнать всех шестилеток в школу. Ведь не у всех детей к этому моменту сформированы навыки, позволяющие обходиться без помощи взрослого. У некоторых уже в пять лет они есть, а у других — развиваются лишь к семи годам. Иногда это — родительская недоработка или последствие того, что ребенок не посещал садик. В нашем детстве не было компьютеров, но был двор, отношения между старшими и младшими детьми. И навыки общения, социального взаимодействия формировались.

А сейчас к нам иногда приходят дети, которые при контакте с другими вдруг начинают вести себя агрессивно, обижать кого-то. Они не научены работать с другими, воспринимают их, как потенциальную опасность. Кроме этого, понятие «нормы» сейчас очень размыто. Есть талантливые дети, но в чем-то проблемные, например, в отношении здоровья. Во многих случаях очень трудно определить «на входе», готов ли ребенок влиться в коллектив, нормально работать. Некоторым неплохо бы еще с годик подрасти, и не надо их «гнать», насильно запихивать в школу, чтобы они оказались в ситуации, когда в чем-то сильно отличаются от сверстников. Коллектив может на такого ребенка «давить».

— Как вы определяете, кто из детей готов учиться, а кто — нет?

— Пресловутая «готовность к школе» не должна рассматриваться как умение читать и писать. Но ребенок должен уметь сосредоточиться, проявить усердие. Если этого нет, внимание первоклассника мгновенно рассеивается, он не сможет, даже в самом хорошем школьном формате, быть успешным. У нас нет тестов, как таковых. Но существует формат некоего собеседования, проходящего в игровой форме: дети приходят и общаются друг с другом, а мы присматриваемся и наблюдаем, как они ведут себя в той или иной ситуации. Ребята во время игры вообще не замечают, что их таким образом «тестируют». Если проявляется агрессия, в разговоре с родителями мы можем что-то им посоветовать.

— Какое учебное заведение можно назвать «хорошей школой»? На что родителям обращать внимание?

— Я советую обратить внимание на среду в целом, а не только на конкретного педагога. Так, мы отказались от «классных мам», которые ребенка опекают в первые четыре года. Дети до перехода в среднюю школу нередко становятся «точными копиями» этого человека, если между ними нет конфликта. Но если преподаватель тревожный — и школьники будут такими же «дерганными», если он не любит, к примеру, математику — и дети не будут ее любить. Ведь отношение к чему-либо передается на невербальном уровне.

К тому же, когда ребенок попадает в пятый класс, где уже много новых учителей, у него возникает серьезная проблема. Он не умеет строить отношения с таким количеством взрослых, и целый год тратит, чтобы разобраться, что у каждого преподавателя есть свои требования, что с каждым нужно найти общий язык. При этом, по программе идут дроби, ребенок их пропускает. А потом на этих дробях строится вся физика и химия, и он их не понимает, отстает, плохо учится. Так что, очень многие проблемы школы «растут» именно отсюда, из первых четырех лет обучения.

-Вы упомянули среду. Как родителям проверить, хорош ли «микроклимат» в выбранной для ребенка школе?

-Ребенка формирует преподаватель, но, в не меньшей степени, и среда. И это не только стены, красивые или облупленные, но и отношения в коллективе, причем не только между детьми. У нас есть внутренне правило: все, и дети и взрослые, являются сотрудниками школы. Это сняло проблему разделения на детей, «отбывающих» учение, и преподавателей, которые должны их «остругать», как «Буратино».

Родителям крайне важно понять, какие отношения в данном учебном заведении существуют между детьми и взрослыми, а также — между старшими детьми и младшими. Здесь очень важны два момента. Во-первых, сможете ли вы быстро и беспрепятственно выйти на «первое лицо» школы, то есть, директора. Если для этого нужно пройти много этапов, вы там как родитель — никто. Во-вторых, достаточно прогуляться по этажам школы и понаблюдать, как взрослые разговаривают с детьми, отчитывают их или просто беседуют. Можно задать любому ребенку вопрос и отследить его реакцию. Если он замыкается, прячется и боится — сразу ясно, что среда формирует запуганного, забитого школьника. Это, в принципе, идет от руководства, именно оно выстраивает эту «цепочку». 

Читайте также по теме