А. Гулей: «Нелегальные обменники более привлекательны для украинцев, поскольку не берут налог»

Количество валютных  обменников в стране растет, как на дрожжах. Только за последний год  их стало больше на треть. В десятки раз выросло и  количество нелегальных обменников,  чему не в последнюю очередь послужило решение НБУ ввести 2%-ный сбор в пенсионный фонд при покупке валюты. В торговые центры и на площади вернулись менялы из 90-х. Большинство валютных операций перешло на черный рынок. Эксперты подсчитали, что каждый месяц украинцы меняют на черном рынке около миллиарда долларов. О том, как отличить легальный  пункт обмена валют от нелегального, как защитить себя при осуществлении валютно-обменных операций ГолосUA рассказал  известный банкир,  бывший глава Ощадбанка Анатолий Гулей.

— Анатолий Иванович,  почему в пунктах обмена валют иногда клиентам подсовывают фальшивые доллары?

— На самом деле такой проблемы в широких масштабах у нас не существует. Объясню, почему. Потому что нормальный кассир всегда руками «знает», фальшивый это доллар или не фальшивый.  Сначала кассир в руки берет эти деньги, там достаточно много признаков для того, чтобы определить  настоящие доллары или ненастоящие. Мало того, сегодня есть ультрафиолет, который точно показывает «живые» это доллары или нет. Технически в настоящее время нет проблемы  определить настоящие эти купюры или ненастоящие. Другое дело, когда мы имеем субъективный фактор, то есть, самого кассира. Если кассир, например, ошибся и принял ненастоящие доллары, то, конечно, он вам их и продаст – первому тому, кто попадет ему под руку.

Я не вижу в этом никакой системности. Мало того, я не вижу в этом злого умысла. Я вижу в этом только фактор того, что  правоохранительным органам нужно просто более системно работать, тем более что в банках есть целая инструкция, что делать, если клиент принес фальшивые доллары.  В таких случаях нужно все запротоколировать, известить правоохранительные органы и т.д. На самом деле это механизм, который защищает банк от приема фальшивых долларов.

— Как защищены в этом плане «обменники», которые являются небанковскими финучреждениями?

— Другое дело, когда мы говорим об обменных пунктах, которые не имеют отношения к банкам.  Здесь важно обратить внимание на их техническую оснащенность, профпригодность самих кассиров и само рабочее место. Допустим, если вы стоите на улице возле киоска с шаурмой и меняете доллары в каком-то окошке с надписью «Обмен валют», то существует высокая вероятность того, что вы или купите или продадите фальшивые доллары.  Здесь никто не защищен. Если вы с рук покупаете доллары, вы должны быть готовы к тому, что вас могут обворовать. Если вы не хотите быть обманутыми, идите в банк – вероятность быть обманутым в банке практически равна нулю.

— На днях в Нацбанке объяснили, как проверить легальность валютного обменника. Говорят, что мошенники порой готовы даже имитировать обменный пункт на несколько дней…

— На самом деле это хорошая история с плохим концом. Все гораздо проще. Если брать это как бизнес, то абсолютно понятно, что бизнес может быть легальным и может быть нелегальным. Если сегодня 60% экономики  страны находится в тени, то очень странно было бы, если бы обменные пункты  не находились в той же тени. Обменных пунктов у нас очень много,  количество их за последний год увеличилось на 30%. Вопрос к правоохранительным органам – как они  реагируют на «левые» пункты обмена валют. Или никак не реагируют, или реагируют в пользу этих обменников, или против этих обменников.

В этом вопросе опять же возвращаемся к человеческому фактору. Для того чтобы человеку избежать ненастоящих, «левых» обменных пунктов валют, достаточно по общим признакам разобраться  в некоторых вещах: посмотреть, как ведет себя кассир, в каком месте проводится обменная операция, соответствует ли помещение каким-то элементарным банковским требованиям безопасности или это просто дверь в подъезд,  в которой вечером вырезали окошечко и меняют валюту.  Как можно доверять такому пункту обмены валют, когда вы смотрите на эту дверь?!  Здесь вопрос в уровне безопасности. Если вы смотрите на этот обменный пункт и он вызывает у вас какие-то вопросы, то лучше всего валюту там не обменивать.

— Как правило, человек ищет более выгодный для себя обменный курс и не обращает внимания на детали…

—  Безусловно, это так. Но мы опять же боремся не с тем драконом. Сегодня вместо того, чтобы отменить 2% налога на обмене валюты, нам бы нужно было решить именно эти проблемы, убрать тот накал страстей, который существует. Разумеется, все эти нелегальные обменные пункты более привлекательны для клиента, поскольку они на самом деле нередко злоупотребляют  тем, что не берут 2% налога на обмене валюты и не отправляют их в Пенсионный фонд. В результате  человек, который совершает обменную операцию,  не несет дополнительных расходов. Допустим, перед вами два обменника – один легальный, второй нелегальный. Где вы будете обменивать валюту?  Вы пойдете туда, где у вас будут меньше расходы.  Потому создайте условия, при которых не будет этого искажения.  Тогда не нужно будет гоняться за «левыми» обменными пунктами, которые ради того, чтобы человек сэкономил эти 2%,  открываются, работают 2-3 дня, зарабатывают какую-то небольшую суму денег, потом закрываются и идут в другом районе «работать».

Понятно, что полиция не будет бегать по всему городу и проверять документы у каждого обменного пункта.  Они работают по сигналу – если открылся факт недобропорядочного обслуживания клиентов в таких пунктах, тогда они и реагируют.  Кроме того, финансовые компании, которые занимаются такими услугами, чтобы получить лицензию регулятора на осуществление операций по обмену валют,  «заходят» рядом с Национальным банком. Национальный банк может наказать только банк-партнер, если что-то случится. Поэтому  здесь тоже присутствует человеческий фактор. Человек, который сидит в Национальном банке,  человек, который сидит в коммерческом банке, и человек, который сидит в обменном пункте, — вот эти три человека точно понимают, что происходит.  Вопрос только в том, кому это выгодно.

— Сколько финансовых компаний контролирует пункты обмена валют в Украине?

-У нас не одна финансовая компания контролирует сети обменных пунктов валют. Их четыре. Они контролируют основные валютно-обменные операции. Есть также такие компании, которые имеют пять обменных пунктов, есть те, которые контролируют семь обменных пунктов, и т. д.  Но только четыре компании держат существенный оборот. 

Возвращаясь к теме незаконных пунктов обмена валют, хочу сказать, что с нелегальными обменниками не нужно бороться – их нужно легализировать.  Зачем ликвидировать то, что может приносить доходы в бюджет?! Конечно, чиновникам интересно его ликвидировать, потому что при открытии снова расходы, взятки. Так,  пожалуйста, – если ты хочешь обменный пункт, получи легальные документы и иди работай. Плати в  Пенсионный фонд, плати налог с прибыли,  никто не забирает рабочее место. Другое дело, если ты злой чиновник-бюрократ, то тебе лучше его ликвидировать, потому что при открытии ты вновь сможешь получить с него «шоколадку».

Читайте также по теме