А. Харченко: Говорить о снижении тарифов из-за снижения цены на газ — это абсурд

Подводя итоги 2013 года, эксперты по вопросам энергетики отмечали, что он стал в определенном смысле знаковым, ведь были заложены основы для модернизации как энергетического рынка, так и отрасли в целом. Среди основных шагов называли принятие Закона “Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины”, подготовку проекта Энергетической стратегии Украины до 2030 года, изменение правил экспорта электроэнергии, а также внедрение стимулирующего тарифа для облэнерго, правда, в конце года эту инициативу решили пока не воплощать в жизнь.

О плюсах и минусах принятых документов, а также о том, как они повлияют на украинскую энергетику, “ГолосUA” пообщался с генеральным директором Центра исследований энергетики Александром Харченко.

— В этом году был подписан один из важнейших для отрасли документов — Проект энергетической стратегии Украины до 2030 года. Какие, по Вашему мнению, в нем плюсы и минусы?

— Пока эта стратегия находится в очень странном состоянии потому, что она, с одной стороны, утверждена, с другой стороны, никто не видел последней версии, которая была подписана. Никто не видел окончательного документа. Поэтому очень трудно говорить об этом документе как о чем-то окончательном. Но, если говорить о том, что было вынесено и утверждено на заседании Кабмина, в этом документе есть множество странных, недоделанных и тяжелых для принятия отраслью моментов.

Стратегическая проблема стратегии, простите за каламбур, в том, что энергетика должна обеспечивать ориентиры развития экономики Украины в целом. Теоретически должно быть так: правительство говорит энергетикам, какие отрасли собирается развивать государство, и поэтому до 2030 нужно обеспечить энергией это, это и это. Но, к сожалению, этого не существует в принципе, в Украине нет экономической стратегии развития, поэтому энергетики разрабатывают свою стратегию наугад, определяя для себя цели обеспечить энергией то, что существует. Это одна из самых больших проблем стратегии — отсутствие определенных целей.

Вместе с этим в ней заложены некоторые очень правильные вещи: развитие сетей, генерации, создание прозрачного и понятного рынка.

Другое дело, что мало из того, что указано в стратегии обеспечено механизмами внедрения. Ведь когда говорят, что мы должны вложить, условно, 16 млрд. долл. в возобновляемую энергетику, то было бы неплохо понимать, откуда появятся эти средства. И когда это непонятно, вопрос провисает в воздухе. Если это государственные инвестиции — это один разговор, если же частные, то надо очень четко понимать, как их будут стимулировать и почему они должны возникнуть именно в том или ином объеме. То есть вопросы, безусловно, есть. Если вы хотите утвердить стратегию, вы должны это делать так, чтобы понимать, как вы будете ее внедрять, а именно по этому поводу у нас нет сегодня никакого понимания.

— Еще одним важным шагом, который мог быть сделан в 2013 году, называли внедрение стимулирующего тарифа. Его задекларировали, но, как известно, сейчас уже решено, что инициатива не заработает.

— Для энергетики стимулирующий тариф является важнейшим и необходимым инструментом, который только ныне существует. Внедрение стимулирующего тарифа — не только насущная

тема, это необходимость того, чтобы энергетика в Украине осталась как индустрия.

Как процесс происходит сегодня? Допустим, есть энергетическая компания и у нее есть очень старый насос, который качает воду, ему 30 лет. Он потребляет 10 единиц энергии, которая стоит 100 единиц денег. Компания решает заменить его на другой. В тот момент, когда она заменит старый насос на новый, ей скажут: «О! Теперь он качает воду за 20 единиц денег, а не за 100, поэтому эти 80 мы вам платить не будем». Тогда в компании возникнет вопрос: «Как? Мы оплатили деньги за новый». На что все равно получит ответ, что поскольку теперь тратится меньше денег, то и тариф должен быть ниже. Таким образом, сегодня для компаний нет никакого смысла сокращать расходы, наоборот — они заинтересованы тратить как можно больше денег и при этом ничего не делать для того, чтобы уменьшить энергопотребление и повысить эффективность.

Что меняется, когда внедряются стимулирующие тарифы? Если приводить пример с тем же насосом, то стимулирующий тариф дает возможность получать и в дальнейшем пусть не 80 единиц денег, но по крайней мере 60 — для того, чтобы иметь заинтересованность заменять старый насос.

Сегодня ваc только поблагодарят за инициативу и за то, что потратили, неизвестно откуда взяты средства, или взяли кредит, по которому теперь непонятно как рассчитаться. Как только будут введены стимулирующие тарифы, энергетики получат мощный стимул быть более эффективными и главное — они получат возможность это делать.

— По Вашему мнению, когда инициатива может заработать?

— Я думаю, что рынок будет бороться. И решение о замораживании введения стимулирующего тарифа — это чисто популистское решение. Надеюсь, что в ближайшее время его удастся отменить.

— В СМИ появилась информация о поручении снизить тарифы на электроэнергию. Есть ли для этого основания?

— Относительно снижения цены на газ, которое якобы произошло: во-первых, энергетическая отрасль не потребляет газ. Все наши энергостанции работают на угле, кроме отдельных теплоэлектроцентралей в крупных городах, вроде Киева, где по экологическим причинам нельзя этого сделать. Поэтому говорить о каком-то снижении тарифов из-за того, что снижена цена на газ, — это абсурд. Особенно, если провести определенный анализ и понять, что себестоимость выработки электричества, даже при сниженной цене на газ, перекрывается тарифом где-то на 55-60 %.

— В этом году также были изменены правила экспорта. Какие у нас перспективы в этом направлении?

— Это очень правильные изменения, вполне оправданные. Процесс стал более прозрачным. Есть много технических, политических и других вопросов. Так или иначе, что бы ни говорили об экспорте, главным направлением для Украины было и является европейское направление, Россия не нуждается в украинской электроэнергии. Она имеет достаточно своих генерирующих мощностей, в том числе новых.

Небольшие рынки есть в Беларуси и Молдове, которые, между прочим, тоже развивают собственную генерацию. Они есть и в ближайшее время никуда не денутся. Но они не являются стратегическими для развития. Поэтому Украина заинтересована развивать направление продажи электричества в Европейский союз.

Читайте также по теме