Елена Куликова
08:08 01/03/2016

А.Кава: «Чиновники взимают плату на дороги с автомобилистов и тратят эти деньги на свое усмотрение»

Накануне вступил в силу подписанный с МБРР в ноябре 2015 года договор о выделении Украине 560 миллионов долларов на строительство дорог. Эти деньги потратят на обговоренные заранее проекты, среди которых – строительство участка Полтава – Валки трассы М-3 (Е40) Киев – Полтава – Харьков и эксплуатационное содержание ранее построенных участков трасс М-3, М-6 и М-7. Об этом в интервью ГолосUA рассказал эксперт в вопросах транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

— Накануне Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделил Украине 560 миллионов долларов на строительство дорог. На что будут потрачены деньги? 

— Запланировано несколько проектов под это финансирование, но основной – это строительство участка первой категории Полтава – Валки на трассе М-3 (Е40) Киев – Полтава – Харьков. Это очередной шаг в долгосрочном сотрудничестве между Мировым банком и Украиной.  МБРР является кредитным учреждением Мирового банка. Именно благодаря этому сотрудничеству и работе с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) уже почти 10 лет ведется работа по реконструкции и расширению по территории Украины автомобильной дороги по самому протяженному европейскому коридору – Е40. Именно этот коридор обеспечивает перевозки в направлении Восток – Запад и одновременно соединяет Киев с Харьковом и Львовом. 

— Теперь мы можем видеть трансляцию проведения тендерных предложений и знать, кто победил в тендере…

— Всегда в тех тендерах, которые проводились по проектам финансируемым Мировым банком и ЕБРР, были профессиональные и высококлассные участники. Эти тендеры соответствуют лучшему мировому опыту. Иностранные эксперты контролируют процессы от подготовки тендера до приемки дорог в эксплуатацию. Качество выполнения работ на этих дорогах отличается от остальных.

— Накануне в интервью одному из украинских телеканалов вы заявляли, что 5 февраля был провален законопроект о создании дорожного фонда, разработанный Мининфраструктуры, который позволил бы использовать средства, предназначенные для ремонта дорог исключительно по целевому назначению…

— Да. Этот законопроект предполагал создание целевого дорожного фонда, где бы аккумулировались все деньги, которые собирает казначейство Украины по автомобильным статьям: это, в первую очередь, акциз на топливо, который платят все автомобилисты при заправке автомобилей, а также дополнительные платы, которые взимаются при продаже автомобилей и автозапчастей. Поскольку сейчас только незначительная часть от тех денег, которые собираются у автомобилистов и должны были пойти на автомобильные дороги, тратятся непосредственно на ремонт и строительство дорог. Это порядка 10% собранных средств, а 90% — идет в общий фонд бюджета. 

Получается, что украинских автомобилистов чиновники обманывают. С них взимают плату на дороги, а тратят эти деньги по своему усмотрению.

— Расскажите, пожалуйста, какой путь нужно будет пройти деньгам от МБРР, прежде чем они будут потрачены по целевому назначению?

— Что касается расходования денег от ЕБРР и Мирового банка, к эффективности расходования этих средств никогда не было вопросов. Поскольку все процессы, которые касаются как проведения, так и выполнения тендера, технического надзора, контролируются международными экспертами.

— После реформы в «Укравтодоре» из 170 тысяч километров дорог только 51 тысяча километров останутся в ведении «Укравтодора», так как это – дороги государственного значения. Как вы считаете, эффективна ли эта реформа и сможет ли «Укравтодор» справиться с ямами в 2016 году?

— С ямочностью в полном объеме на всей сети магистралей «Укравтодор» не сможет справиться. Идея этой реформы – не нова, скоро будет уже 10 лет с тех пор как началась подготовка правового поля и создание механизмов для передачи дорог местного значения областным властям. Принципиально это ситуацию не изменит. Это позволит просто более эффективно расставлять приоритеты по ремонту и содержанию местных дорог на уровне областей. Потому, что на уровне области, конечно, виднее, какую дорогу приоритетнее ремонтировать. Плюс каждая область получит свой бюджет на ремонт дороги – не будет таких перекосов, что две-три области получают 90% средств, а остальные 20 регионов довольствуются 10% средств. Новая система сделает распределение средств между регионами более справедливым. Но общая сумма все равно останется неизменной.

— Могут ли украинцы надеяться, что в обозримом будущем будет проведен ремонт трассы Е95 Киев – Одесса?

— Дорога М-5 (Е95) Киев – Одесса по сравнению с другими дорогами находится в еще очень хорошем состоянии. Особенно та часть, которая была построена 13 лет назад по инициативе Георгия Кирпы – я имею в виду участок от Жашкова до Краснознамянки. Что касается старых участков трассы, то в принципе, серьезные проблемы есть только с участком Киев – Белая Церковь. Но там решить проблему простой реконструкцией, которая сейчас проводится – не удастся. Дорога проходит через много населенных пунктов, дорога уже зажата населенными пунктами, и ту интенсивность движения, которая там есть – а летом она достигает порядка 30-32 тысяч автомобилей в сутки, — эта трасса, конечно, пропустить не в состоянии. Потому в этом вопросе «Укравтодору» необходимо было бы работать над проектом строительства абсолютно новой дороги с новой трассировкой от Белой Церкви до Киева – в обход всех населенных пунктов и с выходом в Киеве на Столичное шоссе. По этой дороге время поездки из Киева в Одессу сократится на 1 час. Кроме того, эта дорога может не только ликвидировать такое понятие как заторы на Одесской трассе на подходе к Киеву, но и существенно разгрузить южную часть Кольцевой дороги столицы. Белая Церковь может стать в таком случае просто престижным спальным районом, ведь от Белой Церкви до станции метро «Выдубичи» в Киеве поездка на автомобиле по такой трассе будет составлять всего лишь 25-30 минут. Это быстрее чем с Троещины или Борщаговки.

— Сколько средств понадобится для строительства подобной магистрали?

— Все будет зависеть от маршрута прохождения трассы, от количества полос, от количества инженерных сооружений (мостов и эстакад), от объема земляных работ. Это сумма, я думаю, порядка 120 – 150 миллионов долларов.

— Я правильно понимаю, что придется ждать финансирования из Госбюджета – так как деньги МБРР уже «расписаны»?

— 560 миллионов долларов – это целевые деньги под уже целевые проекты, которые были согласованы. Эти деньги на другие проекты тратить нельзя. Также как проект подходов к Киеву, в рамках которого реконструируется Староодесская трасса, и некоторые подходы – это тоже целевые деньги. ЕБРР и Мировой банк не дают деньги, чтобы их тратили по своему усмотрению.

— Какие перспективы есть у региональных дорог Украины, которые требуют немедленного ремонта?

— К сожалению, с такими бюджетными возможностями как в этом году – пока перспектив нет никаких. Поскольку существует недофинансирование дорог, и тех денег, которые выделяются из бюджета – очень-очень мало.

— То есть в 2016 году мы что-то отличное от ситуации 2015 года вряд ли увидим?

— Я думаю, что общее состояние автомобильных дорог в 2016 году еще будет ухудшаться. Способствовать этому будет отсутствие средств и погодные условия. Особенно, учитывая частые переходы температуры через ноль в январе и феврале: ситуация с дорогами будет хуже, чем в 2015 году. 

Читайте также по теме