Игорь Журавлев
09:35 02/07/2014

А. Кава: «Украина сделала все, чтобы разделить с Европой единое авиационное пространство»

Несмотря на выполнение Украиной всех обязательств, на которых настаивали европейские партнеры, программа «Открытое небо» до сих пор остается на стадии подписания. Кроме того, Украину, скорее всего, ожидает снижение железнодорожного грузопотока со стороны России,  в связи с переориентацией наземных транспортных каналов.  Об этом Голос UA рассказал  координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ Александр Кава.
— Александр, экономика страны сегодня находится в стрессовом состоянии. Как это обстоятельство повлияло на пассажиропоток на внутренних и международных маршрутах украинских авиакомпаний?
— Пассажиропоток снизился на рейсах как отечественных, так и иностранных авиакомпаний.  В период апрель-июнь текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, состоялось снижение  на 20-30%.
— Аэропорты Донецка и Луганска пострадали от военных действий. В частности, было разрушено аэронавигационное оборудование. Во сколько может быть оценен ущерб и когда может быть восстановлена информационная инфраструктура этих объектов? 
— Там пострадало не только оборудование, но и терминалы, и перроны, и взлетно-посадочные полосы. Перед тем как говорить об ущербе, надо провести инвентаризацию того, что там было повреждено. На данный момент я такой информацией не располагаю, но думаю, что речь идет о сотнях миллионов гривен. Что касается проведения восстановительных работ, то о сроках можно будет говорить лишь тогда, когда прекратятся боевые действия в Донецкой и Луганской областях.
— Как ухудшение отношений Украины с Россией изменило ситуацию в воздушном пространстве Украины?
— Ранее были введены временные ограничения по полетам в Луганск, Донецк и Харьков. Сейчас в Луганск и Донецк вообще никакие рейсы не ходят: аэропорты не принимают ни иностранных, ни отечественных авиаперевозчиков, а по Харькову  — там рейсы были восстановлены.
— Совершают ли полеты над территорией Украины российские пассажирские самолеты, следующие в  Крым?
— Нет. Полеты в Крым осуществляются над территорией Российской Федерации с входом  на полуостров в районе Керчи. Над территорией Украины пролетают самолеты российских авиакомпаний, которые следуют за рубеж. 
— Почему Украина не использует международные каналы, тот же Евроконтроль, например, для ввода санкций против российских авиакомпаний?
— Россия не входит в Европейскую организацию по безопасности воздушной авиации (Eurocontrol), следовательно, о каких-либо санкциях  и контрмер со стороны организации в отношении РФ речи быть не может. Все возможные замечания Eurocontrol никак не повлияют на работу российских авиакомпаний. 
— На какой стадии находится реализация программы «Открытое небо»?
— Украина сделал все, что можно было в этом направлении. Европейский Союз заблокировал подписание этого соглашения. Формальная причина – это статус Гибралтара. Между Испанией и Великобританией существует спор относительно территории, где расположен местный аэропорт. Испания считает, что аэровокзал был возведен не на территории британского эксклава. Так вот, этот спор был использован для того, чтобы не подписывать договор о едином авиационном пространстве между Украиной и Европой. Стоит отметить, что когда Грузия, Молдова и Израиль подписывали данный договор, о Гибралтаре никто не вспоминал. На этом примере мы видим, что чиновники из ЕС ищут формальную зацепку, чтобы не подписывать это соглашение. ЕС уже три раза переносил дату подписания: изначально предполагалось, что оно состоится 14 марта, потом дата была перенесена на 5 июня, после на 27 июня и сейчас европейская сторона проинформировала Украину, что она не готова подписать это соглашение. Украиной же в этом плане все обязательства были выполнены, и она была готова подписать документ на любой из встреч, которые имели место быть.
— Как Вы считаете, подписание экономической части соглашения об Ассоциации даст позитивный толчок для разрешения этой ситуации?
— К сожалению, нет.
— Недавно правительство заявило о желании акционировать «Укрзализныцю». Можно ли эту инициативу рассмотреть как первый шаг в реализации приватизации предприятия? 
— Закон об акционировании (принятый парламентом 23 февраля 2012 года — прим. ред.) предполагает, что весь пакет акций будет закреплен в государственной собственности без права отчуждения. Что касается создания АО, то я считаю, что это абсолютно правильный шаг, поскольку без этого этапа невозможно реформировать железную дорогу, которая у нас в организационном плане застряла в 70-х годах прошлого столетия. Акционирование, как первый этап реформирования отрасли, позволит в первую очередь  разделить регуляторную и хозяйственную функции на железнодорожном транспорте. Это разделение даст возможность создать полноценный хозяйствующий субъект. Сегодня государственная администрация железнодорожного транспорта – это смесь государственного органа и хозяйствующего субъекта, клон Министерства путей и сообщения СССР.  Акционирование же создаст компанию, а вопросы регулирования будут полностью переданы Министерству инфраструктуры, инспекции безопасности на наземном транспорте и в будущем национальной комиссии по регулированию транспорта, как только таковая будет создана. Акционирование позволит оптимизировать структуру железной дороги. Этот этап проходили все европейские страны, РФ и Казахстан.      
— Грузоперевозки – самое доходное направление деятельности «Укрзализныци». Учитывая напряженные и непростые отношения Украины с РФ, снизился  ли объем заказов со стороны российского грузоотправителя?
— Статистика за пять месяцев текущего года свидетельствует о том, что снижение грузопотока есть, но пока оно на критическом уровне, поскольку все цепочки по отправке груза прорабатываются партнерами загодя и ожидать, что грузы в какой-то момент могут переориентироваться неправильно. 
— А сколько России надо времени, чтобы переориентировать свои грузопотоки? 
— Думаю, что на протяжении года это можно осуществить.    
               

Читайте также по теме