Марина Иванова
06:04 18/06/2015

А. Кошель: «Новый закон о местных выборах не сможет кардинально повлиять на избирательный процесс»

До местных выборов в Украине осталось всего несколько месяцев. Но парламент, кажется, это совсем не беспокоит: обещанный закон обсуждается в последний день «дедлайна» — 18 июня. Эксперты предупреждают: предлагаемые изменения не будут способствовать повышению качества местной власти, а лишь помогут задействовать админресурс во время выборов. О том, что даст избирателям новый закон о местных выборах, корреспондент ГолосUA расспросила главу Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля.

— Алексей, почему парламент так затянул с принятием закона о местных выборах?

— По многим направлениям реформ существует затягивание с принятием законодательных изменений. К примеру, изменения в Конституцию до настоящего времени не обнародованы, отсутствуют законодательные наработки для реформ в медицине, прокуратуре и так далее. И избирательная реформа, к великому сожалению, не является исключением из правила.

Хочу подчеркнуть, что избирательная реформа очень сложна, речь идет не просто о косметических изменениях, а о внедрении ряда новшеств. Да и объем законопроектов составляет около 250 страниц.

К тому же, она очень тесно связана с конституционной реформой. И пока не были известны параметры нового административно-территориального устройства, было фактически невозможно принимать новую редакцию закона о местных выборах. Он должен предусматривать механизмы выбора старост, советов объединенных территориальных общин и т.д. Это объясняет, почему с избирательной реформой затягивали до последнего.

— Можно ли было провести полноценную избирательную реформу в столь сжатые сроки, как это обещали сделать?

— К сожалению, фактически невозможно. В любом случае, мы получим определенный компромиссный вариант. Надеюсь, что парламент все-таки не провалит законопроекты, а остановится на одном из четырех.

— На каком именно?

— Наиболее вероятно, что парламент либо провалит голосование по всем законопроектам, либо остановится на законопроекте авторства Вадима Денисенко и Игоря Попова. Этот документ предусматривает упрощенную модель открытых списков, при которой у избирателя остается привычная процедура голосования и форма избирательного бюллетеня. Это не полноценные открытые списки, но позволит не наделать ошибок в ходе голосования, получить большое количество недействительных бюллетеней, как было на последних местных выборах в Польше, 18%. Это — компромиссная модель.

Но очень важно, чтобы коалиция не остановилась только на вопросе открытых избирательных списков, но и приняла другие кардинальные нововведения, которые помогут качественно изменить избирательный процесс.

— Что вы имеете в виду?

— Это введение двутуровости выборов мэров городов, желательно до самого низкого уровня, в городах от 20 до 50 тысяч жителей. И ограничение коммерческой политической рекламы во время выборов на радио, телевидении и билбордах. Это позволит сделать избирательные кампании в четыре-пять раз дешевле. К этому ряду нововведений относятся и многомандатные мажоритарные избирательные округа, прозрачность финансов и так далее.

— Эксперты предупреждают, что система подсчета голосов при введении открытых списков существенно усложняется, и членов комиссий нужно будет учить несколько месяцев. В итоге выборы могут вообще сорваться, если они будут не подготовлены…

— Если проанализировать модели открытых списков, предложенные в разных законопроектах, каждая из них имеет «плюсы» и «минусы». Но есть и вариант, при которых никаких сложностей при подсчете голосов не возникнет. По другим законопроектам — там, действительно, более сложный механизм, и мы получим большее количество недействительных бюллетеней и большее время подсчета голосов.

Но задание избирательной реформы — уменьшить количество злоупотреблений и манипуляций во время выборов. Если мы хотя бы частично сможем избежать «криминального мышления», когда представители комиссий думают, как обойти закон, в таком случае нас не должно пугать, что избирательная комиссия будет подсчитывать бюллетени на несколько часов дольше.

— В отношении запрета политической рекламы: не ограничит ли это возможность попадания в местную власть менее «распиаренным» или не поддерживаемым админресурсом кандидатам?

— Последняя избирательная кампания в Польше показала, что совместный бюджет кандидатов Комаровского и Дуды равнялся бюджету Петра Порошенко на минувших президентских выборах за один тур. То есть, президентская избирательная кампания в Украине была вдвое дороже, чем в Польше. При том, что кампания Порошенко была намного дешевле, чем у его предшественников. Это означает, что 50-70% бюджета расходуется на телевизионную и другие виды рекламы. В результате избиратель голосует не за идеи, программы, а за яркую картинку или ролик. Если избирательная кампания будет более дешевой, то выборы станут доступными и для новых небогатых политических партий и кандидатов.

— И все же, какие «подводные камни» есть в предлагаемых парламенту законопроектах о местных выборах?

— Я сегодня вижу одну главную проблему: практика показывает, что даже из очень хороших законопроектов часто получаются очень плохие законы. Столь сложный законопроект, как закон о местных выборах, между первым и вторым чтением может получить несколько тысяч поправок народных депутатов. Поэтому сегодня сложно прогнозировать, что мы в результате будем иметь в результате завтра.

Читайте также по теме