Минувший год для Владимира Зеленского выдался тяжелым, началось все с его новогоднего поздравления, которое произвело некий резонанс в обществе. Одни благодарили за нестандартное поздравление, другие наоборот. Необычными были не только форма обращения – вместо того, чтобы неподвижно сидеть или стоять перед задником, Зеленский свободно ходил по студии и использовал спецэффекты, – но и его содержание. Главным в нём стали не достижения страны и не опасности, которые ей угрожают, а призыв к объединению всех украинцев, независимо от их места проживания, родного языка и политических взглядов. Центральной в речи украинского Президента стала фраза: «Не важно, как называется улица, если она хорошо замощена и освещена».
— Андрей, прошлогоднее новогоднее обращение Зеленского было направлено на объединение страны. Как вы считаете, ему это удалось?
— Нельзя скидывать со счетов, что он все-таки еще остался шоуменом. Это правда, и это везде чувствуется, потому что это один из ресурсов, которые в его имидже стоит использовать. Второй момент, то, как он себя подает – тоже является его «фишкой», которая имеет право быть.
Я имею в виду его прямые обращения к народу. Он начал свою каденцию со скандальной фразы Богдана о том, что им не нужны журналисты и СМИ — они будут напрямую общаться с избирателями. Сейчас все продолжается в рамках этой идеологии. Другое дело, насколько это получается, но факт остается фактом – Зеленский напрямую общается с избирателями.
На самом деле, после ухода Богдана, креатива в команде Зеленского поубавилось, что стало проблемой для команды Президента, поскольку нет ярких событий и яркого преподношения.
— Что вы имеете в виду?
— Стоит только вспомнить яркое выступление Зеленского два года назад 31-го декабря, когда оно буквально «порвало» медийную сферу, и сравнить с его последним выступлением с журналистами, когда оно происходило, как будто они сидят в Версальском дворце.
Эта пресс-конференция напрямую показала, насколько Зеленскому не хватает креатива в команде Президента. Хотя с его ресурсом это видеть очень странно. Но, тем не менее, мы могли видеть, что медийно Президент проигрывает и ничего не предлагает. Все могут вспомнить его рекордную пресс-конференцию на фудкорте и все понимают, что это медийная технология.
— Что же сможет сделать команда Зеленского?
— Мне кажется, что после ухода Богдана, Президент ничего нового не предложит, наоборот, все будет наоборот очень банально и неинтересно. Если они смогут удивить красиво – это будет здорово, но, скорее всего этого не будет.
— В первом полугодии Зеленский активно проводил кадровые изменения. Ну и проводит их до сих пор. Это идет на пользу: ему лично, либо стране?
— Для страны это плохо. Потому что любая кадровая чехарда означает меньше времени для реализации и стабильности. Любая страна мира, которая стабильна, в первую очередь стабильна в кадровом вопросе. Поэтому, чем чаще происходят кадровые перемены, то это говорит о нестабильности власти.
— В этом случае, что вы можете сказать о последних назначениях Зеленского?
— Если говорить о его последних назначениях, в том числе и Витренко, то это говорит лишь об одном – есть много групп влияния, которые причастны в принятиях решений у власти. Плюс, по моему мнению, в самом Офисе Президента грядут большие перемены.
— Эти перемены будут уже после праздников?
— Нет, есть информация, что увольнения могут состоятся и до Нового года.
— Почему за время всей каденции Президента не произошло не одной обещанной «посадки»?
— Это вопрос уже непосредственно к Зеленскому, но, по моему мнению, генпрокурор Венидиктова является показательным примеров в том, как проводится эта кампания. Именно, кампания, а не работа, потому что у Президента было достаточно времени для реализации своих планов и он его не использовал.
То, что он выгораживает Венедиктову, больше идет ему в минус. Вместо того, чтобы разобраться в вопросе – он начинает защищать ее, при этом не разговаривая с населением. Он больше доверяет своему окружению и это есть его главная ошибка.
— Что не так с окружением Зеленского?
— Как мы можем видеть, его окружение не совсем заинтересовано в том, чтобы Президент делал что-то для страны. Поэтому создается впечатление, что то, что не получилось с Венедиктовой, будет получаться уже с другим генпрокурором, но пока она на своем месте, и даже если поднимется вопрос об ее увольнении, то он будет решен после Нового года.
У нее есть карт-бланш, она должна что-то сделать для Зеленского, но никто не понимает, что. Но мы уже можем констатировать, что она скандальная и не выполняет тех обязанностей, которые на нее возложил Президент.
— Давайте поговорим о таком сложном испытании для Зеленского, как борьба с ковидом. До сих пор украинские президенты не сталкивались с подобной проблемой, и Зеленскому пришлось учиться с нуля, как действовать в такой ситуации. Как он с ней справился? Тем более многие его упрекают, что деньги из ковидного фонда были «закатаны» в асфальт…
— Он пытается исправить эту ситуацию. Был уже один локдаун, карантин выходного дня. Это говорит о том, что он ищет варианты. Да, эти варианты не могут быть идеальны, но идеального ничего нет – весь мир экспериментирует и весь мир пробует.
Я могу точно сказать, что Зеленский пробует и хочет изменить ситуацию. Вопрос о том, что деньги из ковидного фонда пошли на дороги неоднозначен, ведь лучше пусть деньги пойдут в асфальт, чем в коррупцию. Если Зеленский взял на себя полномочия по распределению средств, то он должен четко контролировать, куда они уходят, потому что, если они будут разворованы, его просто «вынесут».
— Почему он не может контролировать финансовые потоки?
— Зеленский не может быть всегда и везде и эту миссию он передал своему близкому окружению, которое его очень сильно дезинформирует, потому что, то, как он оценивает работу Венедиктовой, работу с коронавирусом и то, как он общается с гражданами является прямым показателем, что ему что-то «вкладывают» в уши, поскольку мы все прекрасно можем видеть, что видение Зеленского о ситуации в стране отличается от реальности.
— В чем же проблема?
— С этой проблемой в свое время сталкивался Янукович, но у Зеленского это происходит намного быстрее, к сожалению.
— Что вы можете сказать о врагах Зеленского? Их стало меньше, или больше за период его президентства?
— Сложно сказать. Президент пытается держать баланс, он прислушивается к своему мнению и не идет на поводу у олигархов и пытается им противостоять. Это достойно уважения, но тем не менее он не сможет быть независимым от олигархов. Всегда крупный бизнес будет влиять на решения, особенно кадровые.
Что же касается отношений Зеленского с Коломойским, то он максимально дистанцирован – он идет по своим интересам, но в тоже время учитывает интересы и Коломойского, и Ахметова, и Пинчука.
Что же касается врагов Зеленского, то это Порошенко, который будет тенью ходить над ним и ожидать любого его промаха.
— Международное общество президентство Зеленского сначала приняло с опаской, но с интересом. В этом году мнение мира к нему как-то изменилось?
— Когда мы говорим о международной политике, то надо понимать, что это не работа Зеленского, а работа МИД. Люди там работают постоянно, и международная политика с приходом Зеленского начала выстраиваться с нуля.
Кстати говоря, если посмотреть на все кадровые перестановки в ведомствах, то МИД это касается меньше всего.
Да, изначально все относились с опаской к Зеленскому, но на данном этапе к нему начали прислушиваться. То, что он говорит на международной арене в последнее время попадает в точку.
— Чего ждать от Зеленского в следующем году?
— Я думаю, что в следующем году стоит ожидать ситуацию максимального политического реализма. Нас будут ждать неприятные меры, и если Зеленский не придумает ничего интересного, то эти меры будут болезненными. Поэтому, мне кажется, что у нас будет усиливаться кадровая чехарда и скорее всего, у нас будут либо досрочные парламентские выборы, либо смена Кабмина.
— Что же Зеленский сможет придумать при таком варианте?
— В Кабмине это элементарно – отставка премьера, а по поводу перевыборов, то скорее всего, это будет связано с отсутствием коалиции, потому что монобольшинство – их козырь и оружие. Как они воспользуются этим оружием во благо или вред, тоже является философским вопросом. Отсутствие коалиции тоже будет поводом для роспуска.