Юлий Мятлик
10:00 23/04/2021

А. Кучер: «В случае нападения России, Украина не сможет рассчитывать на чью-либо помощь»

Ситуация на границах Украины со стороны неподконтрольного Донбасса вызывает беспокойство у общественности и политиков во всем мире. Ведь внезапно на границы были стянуты порядка 110 тысяч российских военных под видом плановых учений. Эксперты отмечают, что даже перед началом конфликта в 2014 году военных там было в разы меньше. Чем могут грозить подобные «учения» для Украины и возможно ли полномасштабное наступление на нашу территорию, а также кто готов помочь Украине в этой ситуации ГолосUA спросил у политического эксперта Андрея Кучера.

— С чем связаны такие масштабные учения военных РФ у границ Украины и почему они происходят именно сейчас?

— Вся эскалация конфликта началась еще семь лет назад и тут ничего нельзя вырвать из контекста, это можно назвать системной работой, подходом и реакцией России.

Если же говорить о стягивании войск к границам сейчас, то можно сказать, что Россия пытается давить. Для РФ шантаж военной темой является одним из любимых методов, в принципе. То есть, ни дипломатия, ни переговоры, а именно – военное давление.

— На кого это рассчитано?

— Все действия РФ направлены однозначно не на Украину. Эта ситуация направлена на мировое сообщество и на то, чтобы Россия добилась нужного ей результата. В частности, это касается «Северного потока-2», который сейчас находится на последней стадии строительства, и он однозначно необходим России.

Поэтому, однозначно можно говорить о том, что РФ пытается выйти с такой повесткой дня. Также стоит понимать, что сейчас Запад слаб в своей риторике, а Штаты более активны. Но при этом они убрали из Украины свой морской контингент, хотя обещали даже летальное оружие для Украины в случае прямой агрессии. В любом случае, вся эта ситуация пойдет в минус только Украине, потому что мы остаемся один на один с проблемой, плюс – однозначно будет эскалация на границах.

— Будет ли вторжение войск РФ?

— Это большой вопрос, но то, что будет эскалация — это факт.

— В Пентагоне подсчитали, что число военных на границах намного превышает 2014 год…

— Да. Это беспрецедентный случай и проблема в том, что для российских СМИ они защищают свои границы. Тогда логичным появляется вопрос – почему войска готовятся к наступлению, а не к оборонительным действиям? Это является ключевым моментом.

— Нападение может быть реальным или же это является запугиванием?

— Я думаю, что у РФ есть в рукаве несколько сценариев, в зависимости от того, как на их действия будут реагировать их «стейкхолдеры» и как будет продвигаться диалог и уступки со стороны европейских стран.

От этого будет зависеть то, что нас ждет, ведь Украина сейчас является разменной картой с точкой давления на Запад. Чем неопределенней будет позиция Европы, тем будет лучше для России и хуже для нас.

— В случае нападения Украина готова обороняться или стоит рассчитывать на помощь от кого-то?

— У нас нет возможности рассчитывать на чью-либо помощь, мы обязаны быть готовы. Президент подписал указ о том, что все «запасники» без объявления военных действий должны будут приступить к своим обязанностям и я думаю, что, если будет общая мобилизация – это будет закономерно. В любом случае, мы должны быть готовы.

— Насколько реально нападение со стороны РФ?

— Об этом вам никто не может сказать, ведь надо четко понимать, что это закрытая информация и только риторика первых лиц, в том числе Президента, может дать людям надежду и уверенность. Потому что понятно, что паника и страх – это не лучшие эмоции, но в данном случае нам необходима уверенность в том, что армия готова, а дальше, в случае прямой конфронтации – люди подтянуться. Хотя, опять-же все зависит от того, насколько Россия будет и сможет договариваться, потому что ей надо защитить «Северный поток-2» и отменить санкции, которые обескровливают и без того слабеющую Россию.

— В случае нападения, мы можем рассчитывать на помощь НАТО?

— С НАТО нам еще предстоят договоренности, на том же саммите, который планируется в Киеве в этом году. Пока же не видим прямых договоренностей или поддержки со стороны Альянса в случае прямой конфронтации, пока все идет на стадии переговоров.

Украине надо апеллировать не только к НАТО, надо еще обращаться к ЕС, странам G7 и каждой отдельной стране. Все это можно назвать огромным дипломатическим комом, который стоит запускать все чаще и чаще.

Пока министр МИД Украины Дмитрий Кулеба с этим справляется, но пока неизвестно, какие именно перед ним задачи стоят.

— А как поведет себя Лукашенко в этой ситуации?

— Однозначно он станет на сторону России, другого не дано. Он очень обижен на Украину за то, что не признала его президентство по последним выборам. Плюс Украина поддерживала митингующих в Минске и право народа на самоопределение, осуждала давление на СМИ. Поэтому он однозначно станет на сторону России и станет буфером отхода или наступления российских войск.

— Таким образом, мы можем ожидать наступления еще и из Беларуси?

— Однозначно, потому что с точки зрения тактики Путину необходимо увеличивать территорию по границе, которая сейчас составляет 1200 километров, а ему надо еще больше. Поэтому это вполне возможно.

— В случае наступления, Путину необходима определенная часть Украины или он хочет захватить ее полностью?

— На самом деле Путину не нужен Донбасс, как отдельная территория, ему он нужен, как территория, которая вернется в состав Украины и при этом будет интегрирована в Россию, как часть общего организма. Потому что Приднестровье он уже не потянет, как и не потянет Крым. Поэтому, однозначно, вся эта территория будет переходить к нам, но на каких условиях и с каким статусом – в РФ точно понимают и у них есть ответы на эти вопросы.

Если же наступления произойдут, то они будут носить локальный характер и вряд ли там будет задача дойти до Киева, потому что в этом случае страшно предугадать, что может быть.

Читайте также по теме