Не секрет, что закон о принудительном объединении граждан в ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов; по-украински – ОСББ) в Украине фактически провалился. Но власть продолжает всячески стимулировать граждан объединяться, чтобы население брало на себя обслуживание своих домов. Однако все меньше украинцев имеют желание создавать подобные объединения. Эксперты уверяют, что на сегодня все, кто хотел объединиться, уже объединились. Остальные граждане создавать ОСМД решительно не хотят. Как известно, нигде в мире не существует подобных объединений в социальном жилье. Обычно организации совладельцев создают люди, купившие жилье за свои деньги и имеющие примерно одинаковый уровень доходов. В нашей стране большая часть населения получила квартиры от государства бесплатно, и в украинских реалиях людям неинтересна идея ОСМД, поскольку это объединение практически не отличается от ЖЭКа, разницы никакой. О ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Украине корреспонденту ГолосUA рассказал бывший глава Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко.
— Алексей Юрьевич, на ваш взгляд, почему украинцы все хуже объединяются в ОСМД?
-Этого следовало ожидать. Реформа ЖКХ у нас хромает, у людей накопилось много негативного опыта по таким объединениям, управления ЖКХ практически нет, удешевления «коммуналки» в ОСМД нет, качества тоже нет. Это очевидные выводы. Я приводил доводы против этих ОСББ еще пять лет назад. При этом всем, надо отметить, что ОСМД, как самодостаточный механизм управления, имеет свои рамки, когда он действительно, по масштабу, может заработать. Я верю, что большой новый инвестиционный дом на 300-400 квартир, условно «живой» комплекс, может быть самодостаточным. То есть, они могут держать своего бухгалтера, всю обслуживающую инфраструктуры и прочее, и уровень доходов жильцов позволит им все это оплачивать. Это одна модель. Когда меня пытаются убедить, что в старых домах ОСМД что-то может решить, я с этим не согласен.
— Почему в старых домах ОСМД не эффективно?
— В старых домах эксплуатационные расходы очень дорогие, а люди бедные. Безусловно, в старом жилом фонде можно объединить 200 тыс. метров, можно и 300 тыс. метров, но все равно это будут малоэффективно. Ведь компании только тогда могут оптимизировать расходы за счет сокращения накладных, когда управляют миллионами квадратных метров. Жители старых домов, когда говорят, что вот они создали ОСМД, но удешевления коммуналки и улучшения качества обслуживания домов не произошло: бухгалтерия и мастера «тянут» деньги на все. Иными словами, не может быть рентабельным этот бизнес на малых объемах. И вообще ОСМД — это придуманный миф, который сюда «принесли» из-за рубежа.
— Какие страны «посоветовали» нам создавать такие объединения совладельцев многоквартирных домов?
— Создавать у нас в стране ОСМД посоветовали польские эксперты, грантоеды, вместе с банками. То есть, они попытались свою модель перенести сюда. Она у них имела другой результат, поскольку Польша — это другая страна, и там другие люди. И история жилищного фонда у них другая, и ментальность другая. Это тупое желание бездумно перенести сюда работающие в Польше механизмы без учета этих особенностей. Я убежден, что сегодня надо поощрять успешные ОСМД, но максимально защищать жильца внутри этих объединений, потому что множество случаев, когда люди стали жертвами своего правления ОСМД. Разумеется, есть удачные правления ОСМД, но если, не дай Бог, вам не повезло, вы будете годами иметь огромнейшую головную боль, и это ОСМД «накажет» вас больше, чем коммунальный ЖЭК.
— Как люди могут повлиять на правление ОСМД, которое их обманывает?
— На коммунальный ЖЭК есть кому пожаловаться, это мэр, которого мы выбираем. Мы выбираем его сами, и теоретически ему можно пожаловаться. А там, в ОСМД, некому пожаловаться. К слову, у меня весь Facebook забит письмами с жалобами на это ОСМД. Люди мне пишут: «Помогите, спасите! Подскажите, что нам делать?». Люди идут в прокуратуру, а там им говорят: «Читайте Устав своего ОСББ». Люди идут в суд, а там им говорят: «Читайте Устав ОСББ». Устав – это для них главное, они живут по своему уставу. Они в свое время выбрали себе правление, которое теперь имеет гипер- и суперполномочия.
— Существуют ли в Украине ОСМД с хорошей репутацией?
— ОСББ с хорошей историей, может быть, и будет у нас составлять процентов 20. К слову, Союз собственников жилья Киева (Всеукраинское общественное объединение «Союз собственников жилья Украины» было создано в Киеве в рамках украинско-немецкого проекта Европейской комиссии «Общественная инициатива в управлении жильем». – Ред.) приглашает всех к себе. Об остальном надо думать, спрашивать экспертов, что на самом деле ждет людей в ОСМД. Считаю, что на самом деле нам надо развивать этот коммунальный сегмент муниципальных управляющих компаний. ЖЭКи сделали плохими, а когда их заменили, стало еще хуже. Нам надо было, наоборот, заниматься этими ЖЭКами, делать там конкурентную среду, контроль и прочее. ЖЭКи не сами по себе стали плохими. Когда над ними появились «смотрящие» и начали для них задачи ставить, ЖЭКи стали плохими. ЖЭКи сделали «жупелами», «козлами отпущения» и провалили этот сегмент муниципального управления жильем. Тут совпали интересы всех. Власти с удовольствием от этого отошли, мол, делайте там свое ОСМД, мы там свое все равно заберем. Решайте свои проблемы сами, мы не будем ремонтировать ваши дома. То есть, «развели» людей, как котят. И как сейчас выходить из этой ситуации, непонятно. Наверняка тут нужен радикальный поворот реформы.
— Как можно изменить эту негативную тенденцию в сфере ЖКХ?
— Нам нужна государственная программа реновации, модернизации жилищного фонда. Однако для этого нужно сделать там нормальную систему управления. Но делать это надо не с киевскими ЖЭКами от Кличко, поскольку там только разворуют деньги. Нам нужны не просто законы по модернизации жилищного фонда. Это серьезная смена приоритетов, это серьезнейшая информационная работа. Людей надо сделать участниками процесса. Нельзя же людям предлагать то, что власти предлагали: мол, ходите каждый день на собрания, участвуйте в управлении ОСМД. Наши люди привыкли доверять, и это правильно. В сфере ЖКХ надо обязательно ужесточать ответственность за злоупотребления.
— Чем Украина отличается от Польши в сфере управления ОСМД?
— Разумеется, надо понимать, чем Украина отличается от Польши. В Польше, если бы управителю пришло в голову хотя бы копейку украсть, его бы просто «порвали». У него сразу бы забрали лицензию, он бы сел за решетку на 3-5 лет, как минимум. В Польше в этом плане намного «чище» система управления, чем у нас. У нас же идет круговая порука. Говорят, вы там в доме у себя что-то создали, вы там сами и разбирайтесь. То есть, людей у нас оставили один на один с этими проблемами, порой трудно разрешимыми. Поэтому-то сейчас пошла волна отказов от ОСМД, потому что люди послушали негативные отзывы об этих объединениях совладельцев многоквартирных домов. Если бы еще на эти объединения деньги выделяли – это одно дело, но деньги решили не выделять и все.