Зарплаты учителей в Украине, если верить заявлениям премьер-министра, растут не по дням, а по часам, и уже вот-вот достигнут 9 тысяч гривен в месяц. На деле все обстоит иначе, и заявленную сумму работники образования увидят нескоро. Ранее в связи с задолженностью по зарплате и уравняловкой медики протестовали под Кабмином. Насколько изменилась ситуация у медработников, ГолосUA рассказала заведующая отделом социально-экономической защиты медицинских работников Профсоюза Анжела Купиванчук.
— Анжела Владимировна, какова на сегодняшний день задолженность по заработной плате в сфере здравоохранения?
— По информации территориальных органов профсоюза, на сегодняшний день у нас задолженность по заработной плате – 98 млн гривен, в том числе 8 млн – просроченной задолженности, то есть, срок погашения которой истек.
— Недавно сообщалось о 2,8 млрд гривен…
— Это не задолженность. Это не обеспеченность фонда до конца года. Уже в начале этого года в бюджете не было достаточно средств на заработную плату для коммунальных учреждений здравоохранения, поэтому эти долги и возникают. И вот эта нехватка, по нашим подсчетам, – 3,9 млрд грн, а Минздрав признает 2,8 млрд грн до конца года. Когда в законе о госбюджете на 2017 год было предусмотрено повышение минимальной зарплаты и первого тарифного разряда, недостаточно было средств даже на выплату доплаты к минимальной зарплате, не говоря уже, что специальным постановлением Кабинет министров делегировал руководителям учреждений здравоохранения провести дифференциацию заработной платы, в зависимости от образовательного уровня, квалификации работников. Естественно, средств на проведение такой дифференциации, в зависимости от образовательного уровня, квалификации, у руководителей этих коммунальных учреждений нет.
— Почему министерство не видит таких существенных долгов?
— Минздрав говорит о том, что местные бюджеты могут каким-то образом сами исправлять эту ситуацию. Да, нашим законодательством предусмотрено, что местные бюджеты за счет своих доходов могут каким-то образом увеличивать бюджеты местных медучреждений. Но полностью возлагать на них ответственность за размер заработной платы медработников не совсем правильно, потому что, например, такой бюджет, как у Киева, может себе это позволить – что они и делают, а другие бюджеты, где доходы невелики, такого себе позволить не могут. И таким образом, получается, что у нас одни и те же специалисты внутри системы получают разную заработную плату в коммунальном или государственном медучреждении.
— Где ситуация с задолженностью хуже всего?
— Хуже всего в Запорожской и Львовской области. Там государство не дало средств на заработную плату в достаточном количестве, а местные бюджеты в эти областях не в состоянии ее компенсировать. Из-за этого у них возникает просроченная задолженность.
— Также сообщалось о выделении 559 миллионов гривен. Куда пошли эти деньги?
— 559 миллионов – это резерв медицинской субвенции, который предусматривается каждый год в полном объеме, согласно Бюджетному кодексу, он может составлять не более 1%. А в этом году был увеличен размер медицинской субвенции – он составил 559 млн грн. И сейчас Минздрав подготовил документ, а Кабинет Министров его уже принял, — относительно распределения этого резерва медицинской субвенции – в первую очередь, на погашение задолженности по заработной плате, а также на лечение больных путем гемодиализа, а также на сахарный диабет.
— Одним из требований профсоюза в ходе недавнего митинга под Кабмином было ликвидировать «уравняловку» в оплате труда среди разных категорий медработников. Насколько остро стоит эта проблема?
— У нас эта ситуация уже довольно давно в Украине – относительно «уравняловки» в медицинской отрасли квалифицированного и неквалифицированного персонала в бюджетной сфере. Однако с 1 января 2017 года она еще больше усугубилась в связи с тем, что появились новые подходы к формированию минимальной заработной платы. Мы получили ситуацию, когда у нас молодой врач, медсестры, санитарки и дворники получают заработную плату на уровне «минималки». По тарифной сетке, например, чтобы было понятно, врач молодой, который пришел на работу, получает должностной оклад в размере 2912 грн. Это, соответственно, меньше, чем 3200, поэтому ему доплачивают до 3200. Медсестра, которая тоже только пришла на работу, получает по тарифной сетке 2320 грн – ей тоже доплачивают до 3200 гривен. То есть, и молодая медсестра, и молодой врач получают, в результате, 3200. Ну, и сестра медицинская, которая всю жизнь проработала и имеет высшую квалификационную категорию по тарифной сетке, также получает 2768 грн, и это также меньше, чем 3200. То есть, все эти специалисты получают доплату к 3200 и таким образом уравниваются в заработной плате. Но и младший персонал, санитарки, также получают доплату до 3200 и получают, как молодой врач. Кроме того, в эти 3200 входят и обязательные выплаты, предусмотренные отраслевыми условиями оплаты труда – например, за вредные условия. Если, скажем, медсестра работает в инфекционном отделении, она имеет право на 15%-ную доплату, а потом еще ей доплачивают до «минималки». Сверху 3200 выплачиваются у нас только ночные смены и доплаты за вредные условия на основе аттестации рабочих в учреждении здравоохранения. И с одной стороны, нужно повышать заработную плату, но сравнивать в оплате труда санитарку и врача тоже не совсем правильно.
— После обнародования ваших требований изменилась ли как-то ситуация в оплате труда?
— Такая же ситуация продолжается и в 2018 году. На 2018-й год запланировано увеличение минимальной зарплаты и также – увеличение тарифного разряда. Вплоть до 12 тарифного разряда должностные оклады будут меньше, чем «минималка», и мы установим и санитарке, и медсестре, и дворнику, и даже врачу уже и второй категории – то есть, две категории врачей уже попадают в эту «уравняловку» – минимальные заработные платы. В этом году на два тарифных разряда были подняты зарплаты учителей – можно было то же самое сделать и для медиков. Это хотя бы говорило о том, что равные условия у работников бюджетной сферы, но для этого нужны дополнительные средства, и, насколько я знаю, Министерство это не инициировало. Хотя в целом и это не решает проблему, потому что все равно должностные оклады будут маленькие. В идеале необходимо, чтобы размер первого тарифного разряда был бы равен минимальной заработной плате, тогда бы дифференциация произошла бы сама собою.
— А какие расходы заложены на отрасль в целом? Стоит ли ожидать улучшение ситуации в сфере здравоохранения?
— Если проанализировать проект бюджета на 2018 год, то там получается 3,5% ВВП. Но это не только на Минздрав, а на все ведомства отраслевые, которые находятся в отрасли здравоохранения – Академия меднаук и так далее. Если сейчас у нас 4% ВВП, то на следующий год заложено 3,5%. А недофинансирование отрасли составляет где-то 40-49% от потребности ежегодно. То есть, мы только наполовину финансируем отрасль от того, что она требует.