А.Кущ: «Авиаотрасль не развивается, потому что в Украине не хотят летать на своих самолетах»

Президент Украины в июне подписал указ о введении в действие решения СНБО о развитии авиастроения. О том, что нужно для развития авиастроения в Украине, корреспонденту ГолосUA рассказал аналитик, экономист Алексей Кущ.

— Алексей, В.Зеленский поручил Кабмину за месяц разработать госпрограмму развития авиастроения. Она что-то изменит?

— Я считаю, толку от нее не будет. В Украине нет специалистов, способных написать системную программу с элементами межотраслевого баланса и стратегическими векторами развития. Построят один-два самолета для армии за несколько миллиардов и на этом все закончится. Будущая программа не решает проблему отрасли, а лишь продлевает мучительную смерть, поскольку персонал стареет, а лучшие инженеры уже уехали из страны.

Все госпрограммы развития космической или авиаотрасли в Украине жестко контролируется западными партнерами и грантовыми структурами, которые получают западные гранты. Точно так же, как грантовыми структурами контролируются все презентации и программы, которые разрабатываются по «Укроборонпрому».

В этих госпрограммах заложена концепция «мягкой эвтаназии» отраслей, смысл которой в том, чтобы не происходила утечка носителей технологий и самих технологий в третьи страны – такие, как Китай, например, или Иран. Для этого нужно, чтобы носители технологий со временем умерли в Украине, и для этого режим «мягкой эвтаназии» отрасли авиастроения нужно продлить на 10-15 лет. К тому времени сами технологии уже безнадежно устареют и будут никому не нужны – ни Китаю, ни Ирану.

В целом в украинских госпрограммах заложена концепция «мягкой эвтаназии» отрасли авиастроения, смысл которой в том, чтобы не происходила отраслевая утечка технологий в третьи страны. Для этого нужно, чтобы носители технологий умерли. Когда это произойдет сами технологии уже безнадежно устареют и будут никому не нужны. Этим и отличается политика государства в отношении завода «Антонова», «Южмаша». Частично эта политика применяется к «Мотор Сичи» и Харьковскому авиационному заводу.

— Реально ли сегодня восстановить отрасль?

— Украина пока не потеряла свои шансы. Например, Бразилия с нуля создала свой Embraer, и сейчас он входит в четверку крупнейших авиационных компаний наравне с Airbus, Boeing и Bombardier. Украина имеет колоссальную техническую и научную базу и может реанимировать производство самолетов. Проблема в том, что Украина не хочет летать на своих самолетах. И тут все взаимосвязано. Если мы не создаем национальной лоукостер, то мы и не развиваем сеть аэропортов, не развиваем Украину как транспортно-логистический хаб из Азии в Европу.

— На ваш взгляд, что мешает развитию отрасли?

— Президент Зеленский после встречи со своим коллегой Жаиром Болсонару в 2019 году говорил о планах закупать самолеты у Бразилии. В Украине такое возможно: игнорировать развитие своей отрасли и закупать самолеты за рубежом. Сегодня есть возможность для открытия лизинговой компании, а украинские банки обладают огромным ресурсом, чтобы кредитовать авиастроение. Но никто из чиновников не говорит о строительстве украинских самолетов, чтобы в лизинг передавать их украинскому лоукостеру.

В то же время, Украина вкладывает огромные бюджетные деньги в реконструкцию аэропортов, но при этом тут же планирует передать эти аэропорты в концессию частным структурам и под чужие лоукостеры, многие из которых летают на «авиабляхах» — самолетах, снятых с азиатских и африканских рейсов. В результате Украина полностью заполонила свое небо частными компаниями, которые летают на старых «авиабляхах», но не хочет развивать перевозки на своих самолетах хотя бы на базе среднемагистрального маршрута.

— На каких самолетах сейчас летают в Украине?

— Мы летаем на «авиабляхах»: это 20-30-летние Airbus и Boeing, которые получаем в лизинг от зарубежных авиакомпаний, которые обновляют свой флот.

— Ежегодно на отрасль авиастроения выделяется 2 млрд гривен. Достаточно ли этого?

— Тут нужно смотреть, что это за деньги и как они выделяются. Если мы говорим о создании национального лоукостера и лизинговой компании, то нужна инфраструктура. Национальный лоукостер — это компания, которая будет летать исключительно на украинских самолетах. Государство отдает эксклюзив этой компании на ближние и среднемагистральные перевозки. Чужие лоукостеры не пустят в украинское небо, а если и пустят, то за большие деньги.

Дальше создается национальная лизинговая компания, которая финансирует строительство самолетов и передает их национальному лоукостеру. По такой же модели может быть создан грузовой перевозчик для дальнемагистральных маршрутов. Чтобы эта система начала работать, Украина должна создать логистические центры, которые бы выполняли функцию товарных хабов для движения товаров из Азии в Европу, и для этого нужно принимать специальные законы, чтобы хабы попадали под специальное налогообложение и имели режим порто-франко. Для развития этих проектов нужно около 2 млрд долларов США.

Сегодня отрасль может приносить доход в бюджет?

— Если государство поддержит отрасль, эта цель достижима. Например, в Бразилии есть эффект Embraer. Отрасль также можно частично или полностью продать. У государства, конечно, может остаться часть акций, но половину акций можно продать частным инвесторам, которые дальше будут инвестировать в эту отрасль и развивать ее.

Читайте также по теме