Нынешняя украинская власть стремится изменить механизм выборов в Верховную Раду — сменить пропорциональную систему на смешанную пропорционально-мажоритарную, а также поднять для политических партий проходной барьер в парламент с 3% до 5%. Такие шаги объясняются желанием сделать выборы более прозрачными, а народных депутатов — более ответственными. Оппоненты же такого решения подчеркивают, что выборы 2012 могут стать не только более дорогостоящими для налогоплательщиков, но и отобрать у значительной части украинцев право выбора. Обо всем этом, а также о сложностях, которые могут возникнуть в работе Центральной избирательной комиссии при "новом-старом" механизме выборов, корреспондент агентства «ГолосUA» говорил с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Андреем Магерой.
— Господин Магера, ясно ли уже, какие именно нормы войдут в новый избирательный закон, что изменится по сравнению с действующим?
— Честно говоря, я не знаю, какие именно нормы войдут в проект нового избирательного закона, который будет внесен в Верховную Раду. Ведь это зависит от самого субъекта права законодательной инициативы, в данном случае — Президента Украины. А, возможно, будет принято решение, что такой законопроект внесет кто-то из народных депутатов Украины. Это — исключительно видение самого субъекта права. Более того, насколько мне известно (по крайней мере, это уже озвучивалось) — сам законопроект может быть изменен, с учетом окончательных выводов Венецианской комиссии. Как известно, Венецианская комиссия их еще не предоставляла, был предоставлен лишь проект предварительного заключения.
— По Вашему мнению, новый избирательный закон будет предусматривать смену избирательной системы — с пропорциональной на смешанную?
— Трудно пока по этому поводу говорить. Думаю, именно в этом вопросе точка еще не поставлена.
— А возможности?
— Возможности могут быть разные. В свое время Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала Украине использовать не просто пропорциональную систему, а пропорциональную систему с открытыми региональными списками. Предварительно был хорошо воспринят проект Избирательного кодекса, наработанный парламентской рабочей группой, образованной тогдашним Председателем Верховной Рады А. Яценюком. Думаю, его можно доработать и принимать — было бы желание и воля законодателя.
— Есть ли она сейчас?
— Это довольно риторический вопрос.
— Если предположить, что избирательный закон все же будет изменен, введена смешанная избирательная система — какие это будет иметь последствия? Не приведет ли это к нарушению принципов формирования избирательных комиссий, и, как результат, к злоупотреблениям?
— Отвечая на этот вопрос, я прибегну к историческому экскурсу. Вспомним 1998 и 2002 годы. Эта система уже применялась, по ней проводились выборы. И когда в 2004 году рассматривался проект закона о парламентских выборах на пропорциональной основе, одной из основных причин того, что парламент решил перейти на нее, была попытка избежать влияния административного ресурса и злоупотреблений на выборах, которые до того имели место в так называемой "мажоритарно- пропорциональной" системе. Почему к ней сейчас решили вернуться — мне трудно сказать. Более того, уже был негативный опыт внедрения этой так называемой "смешанной" системы на местных выборах.
Буквально недавно я имел возможность присутствовать на заседании ежегодной Ассамблеи ОБСЕ в Варшаве. И там довольно резко критиковалась Украина за местные выборы 2010-го года. Ситуация была не из приятных. И я боюсь, что те же нормы могут перекочевать в закон о парламентских выборах: те, которые сейчас существуют в законе о местных. Это настораживает. Думаю, здесь надо мыслить по-государственному и подходить к этому вопросу более взвешенно и разумно, смотреть немного вперед.
— Зачем тогда это делается?
— Кто-то очень хочет именно такой избирательной системы, кто-то ее очень инициирует. Есть политические силы, которые хотят ловить в такой мутной воде "рыбку". Но мы уже это проходили. Отбрасывать Украину на десять лет назад, под угрозу международной изоляции — думаю, это безответственно.
— Вы имеете в виду партию власти или какие-то иные политические силы?
— Я имею в виду все те политические силы, которые стремятся вернуть ситуацию в Украине в то русло, которое было десять лет назад при смешанной избирательной системе. Поверьте, она имела больше недостатков, чем преимуществ.
— Есть ли у вас данные о том, насколько выборы по "новым" правилам могут быть дороже для налогоплательщиков?
— Такие выборы будут стоить значительно дороже, чем выборы на пропорциональной избирательной основе. Об этом свидетельствует только один факт: Центральная избирательная комиссия в предложениях к проекту государственного бюджета на 2012 год попросила парламент выделить на проведение очередных парламентских выборов сумму в размере одного миллиарда пятидесяти миллионов гривен. Насколько мне известно, правительство заложило в проекте бюджета на выборы лишь 800 миллионов гривен, мотивируя это недостатком средств. Конечно, мы будем убеждать и Кабинет министров, и министерство финансов, и парламент в том, чтобы сумма для полноценного обеспечения избирательного процесса была достаточной.
Но по смешанной избирательной системе необходимо будет дополнительное выделение средств. Ведь надо учесть хотя бы то, что будет не один, а два избирательных бюллетеня. Один — по списку политических партий, второй избирательный бюллетень — в мажоритарном избирательном округе. Нами была проведена предварительная калькуляция стоимости избирательного бюллетеня: она составит около одной гривны. У нас приблизительно 36 миллионов избирателей, с запасом 2% — пусть, даже 36 миллионов будет изготавливаться на выборах на пропорциональной основе. Если будет смешанная система — это уже 72 миллиона. То есть, стоимость только одних избирательных бюллетеней возрастает на сумму примерно в 40 миллионов гривен. Можно говорить и о росте по другим показателям — он неизбежен. И если мы говорим, что живем во время экономии бюджетных средств, когда каждая копейка на счету — этот фактор при выборе избирательной системы, думаю, также не является последним — парламент эти обстоятельства должен учесть.
— Насколько известно, проходной барьер для партий в парламент планируется поднять до 5%. Процесс слияния и поглощения политических партий уже начался — идут переговоры о «вливании» "Народной партии" и "Сильной Украины" в Партию регионов. По предварительным подсчетам социологов, этот барьер смогут преодолеть только БЮТ, Партия регионов и "Фронт перемен". "Фронт перемен" вряд ли останется "живым" при этом "столкновении гигантов". При таких условиях — не сформируется ли в Украине двухпартийная система?
— Я бы не хотел комментировать положение отдельных политических сил. На этот вопрос я отвечу так: как бы эта проблема, на первый взгляд, не казалась вопросом политической целесообразности, в действительности она гораздо глубже. Какая идеология заложена в законопроект о парламентских выборах? Отказ от избирательных блоков. В целом, и это моя личная точка зрения, я это поддерживаю, считаю, что партии надо развивать, наполнять идеологически, должна быть ответственность партий, а не эфемерных блоков. Как к этому не относиться — блоки уже свое отжили, это прошлое, надо смотреть вперед и мыслить категориями будущего.
Но, поддерживая идею отказа от избирательных блоков, я не понимаю — зачем повышать так называемый "проходной барьер" с 3% до 5%. Логику в этом найти трудно — ведь блоков нет. То, что парламенту нужны свежие силы, "свежая кровь", чтобы наполнить парламент как можно более качественным и лучшим, кажется, уже ни у кого не вызывает сомнений. Об этом много говорится и пишется. Возможно, вообще нет резона поднимать избирательный барьер, поскольку для молодых партий пройти 5% отметку будет крайне сложно, и это мягко говоря. Меня, как одного из членов ЦИК, здесь беспокоит и другой момент: увеличится количество избирателей, интересы которых не будут представлены в парламенте. По предварительным подсчетам, это около 40% — при поднятии проходного барьера с 3% до 5%. Возникает вопрос — кого тогда будет представлять парламент?
— Если эти изменения к закону о выборах народных депутатов все же будут приняты, как это повлияет на работу ЦИК?
— Сложности будут серьезные, поскольку смешанная система порождает много проблем. К сожалению, у авторов законопроекта есть желание передать вопрос регистрации кандидатов в мажоритарных округах на откуп окружных избирательных комиссий. Я не разделяю эту точку зрения, поскольку считаю, что, при таких обстоятельствах, к окружным избирательным комиссиям возникают достаточно большие вопросы — насколько объективно они смогут подойти к регистрации кандидатов. Мы недавно были свидетелями регистрации кандидатов на местных выборах и видели, насколько территориальные избирательные комиссии с этим "справлялись". Было немало фактов нарушений по всей Украине, когда Центральная избирательная комиссия была вынуждена вмешиваться в этот процесс и обязывать территориальные избирательные комиссии повторно возвращаться к вопросу регистрации кандидатов.
Поэтому думаю, что проблем будет очень много. И очень не хотелось бы подпасть под уничтожающую критику не только в пределах Украины — со стороны избирателей, политических партий, общественных организаций, но и со стороны международного сообщества.