Несмотря на множество разговоров парламентариев о необходимости принятия нового закона о выборах, внести изменения Верховная Рада так и не смогла. Следовательно, парламент VIII созыва будет выбираться по действующему законодательству. Чего ожидать от новых выборов по старому закону, о каких тенденциях можно говорить в сравнении с выборами 2012 года, какие созданы условия для голосования украинцев и кто будет гарантировать безопасность избирательного процесса ГолосUA рассказал заместитель главы Центральной избирательной комиссии Андрей Магера.
— Андрей Иосифович, что можно уже сказать об избирательной кампании 2014 года в сравнении с 2012 годом? В чем отличия, если таковы есть?
— Что изменилось однозначно, так это отсутствие давления со стороны исполнительной власти. На ЦИК никто не давит. А ведь помните, в 2012 году были судебные дела в отношении ЦИК. Сейчас комиссия работает в абсолютно спокойной атмосфере, нет никакого постороннего давления. Если бы еще было все хорошо с финансированием, было бы вообще отлично. Хотя, думаю, что несмотря ни на что, мы выборы все равно проведем. Но вопрос в том, что членам ОИК надо платить зарплату…
— Больной вопрос для всей страны – события на Донбассе. Как там будут проходить выборы, если частично территории не подконтрольны Украине?
— Ситуация такова, что большинство округов Донбасса – не под контролем Украины. Как будет ситуация развиваться дальше, сложно предположить. Надеемся, что парламентские выборы пройдут на не меньшем количестве округов, чем президентские. Мы на это рассчитываем. А как сложится ситуация 26 октября – посмотрим.
Но скажу однозначно, что границы избирательных округов меняться не будут. Вместо того, не исключено, что законодательными изменениями будет предусмотрена возможность смены центров округов. Скажем, если в пределах отдельно взятого округа, центр округа находится под контролем ополченцев, а есть определенная территория этого округа, которая свободна от них, то будет возможность перенести центр округа.
Знаете, что на выборах Президента закон позволял ЦИК переносить центр округа даже за его пределы. Я не утрирую, но ничто не мешало ЦИК центр любого округа в Донецкой или Луганской областях перенести в Киев. Также не исключаю, что подобные изменения могут иметь место, поскольку они не носят политического характера.
В то же время, представьте себе, если в пределах округа часть участков находится под контролем НВФ, а часть – нет. Что будет в таком случае? ОИК все-равно обязана установить результаты голосования в пределах округа по участкам, которые есть.
— Каким образом будут голосовать граждане Украины, проживающие в Крыму?
– Граждане Украины, которые проживают в АР Крым и Севастополе, имеют возможность реализовать свое право голоса только одним способом: приехать в любую точку материковой части Украины и не менее чем за 5 дней подать заявление в орган ведения реестра избирателей. Это структурное подразделение фактически любой районной государственной администрации или исполнительного комитета городской совета, города областного значения. Так вот, подав такое заявление не менее, чем за 5 дней, до 19 октября включительно, избиратели будут внесены для голосования на том избирательном участке, на котором они хотят проголосовать. И для такого заявления у них нет надобности предъявлять другие документы: например, справку с места работы или с места учебы, или другой документ, свидетельствующий о наличии уважительной причины, в силу которой этот избиратель должен голосовать в другом месте.
Но, к сожалению, эта процедура сложная. Ведь избирателю, напомню, надо прибыть на участок, где он хочет проголосовать, не менее, чем за 5 дней, и подать это заявление. А потом в день голосования проголосовать. Получается, надо дважды приезжать на материковую часть Украины. Или приезжать в Украину и задерживаться на 5 дней, проголосовать и вернуться обратно.
— А как быть переселенцам?
– Сегодня ни закон о выборах, ни любой другой законодательный акт, в частности, закон о государственном реестре избирателей, не предусматривает никакого исключения для переселенцев из Донецкой и Луганской областей. То есть, существует общий порядок, как и для жителей других регионов Украины. Они должны прийти с заявлением не позже, чем за 5 дней до голосования, но к заявлению, в отличие от жителей Крыма, переселенцы с Донецкой и Луганской областей должны подать подтверждающие причину потребности голосовать на другом участке документы.
Я бы настойчиво советовал переселенцам обращаться в органы социальной защиты населения, в те органы, которые их регистрируют, для получения соответствующего документа. Этот документ может им реально помочь. Думаю, это во много раз упростило бы им задачу. Проблема в другом: некоторые из них или не знают об этом, а другие хоть и знают, но не до конца доходят до того, чтобы все же легализировать свое местонахождения в другой местности в Украине. Поэтому и возникают такие проблемы.
— Как решен вопрос голосования членов добровольческих батальонов?
— А вот это уже вопрос. Я считаю, что парламент должен бы внести изменения в закон, который бы предусматривал механизм и способ включения таких избирателей их добровольческих батальонов в списки. В том случае, если закон не примет необходимых изменений, не исключаю того, что ЦИК своим постановлением, в виде исключения, урегулирует этот момент. Мы будем наблюдать. Но более чистым был бы вариант, когда парламент внес изменения в закон. Это было бы более правильно.
— На прошедших президентских выборах говорили о голосовании при помощи системы «Выборы». Будет ли она применяться в этот раз?
— С помощью этой системы мы получаем предварительные итоги голосования. Потому что официальные результаты будут устанавливаться исключительно протокольно. Это не электронное голосование, а дополнительная информация, которую мы получаем. У нас были просто вмешательства в систему выборы. Как мы подозреваем, со стороны спецслужб соседской страны.
— Какие меры безопасности приняты, чтобы гарантировать бесперебойную работу системы «Выборы»? Ведь прошлые выборы помним, как сбои в ее работе привели к неудобствам…
— Мы на связи со Службой безопасности, службой государственной защиты информации. Это сейчас будет, по большому счету, на их ответственности, потому что мы все выполняем, как они говорят. На них сейчас возложена большая ответственность относительно порядка в ходе выборов.
— А относительно безопасности на участках? Кто будет гарантировать ее?
— Если будут внесены изменения в закон, и такое право функции относительно охраны будет предоставлено не только органам внутренних дел, но и службе безопасности, и управлению государственной охраны, любым другим организованным формированиям в Украине, то это только будет лучше. Это даст возможность легитимным путем осуществлять охрану. А если не будет, то…
— Вы уже упоминали о членах избирательных комиссий. Каждые выборы слышим о некачественном их составе и непрофессионализме. Изменилось ли что-то к этим выборам?
— Скажем так, качественный состав комиссии желает лучшего. Все же надеюсь, что после проведения этих выборов у нас будет достаточно времени к следующим выборам – как президентским, так и парламентским, и мы сможем запустить идею обучения членов избирательных комиссий постоянно. Важно, чтобы мы их обучали. Но важно при этом, чтобы и закон был стабильным. Потому что каждый раз меняется закон и этих людей надо постоянно заново обучать.
Вот в других странах люди знают закон, который применяется 20, 30 , 40 лет и не меняется по своей сути. А у нас под каждые выборы вносятся изменения. В этом вопросе, во-первых, необходимо стабильное законодательство, а во-вторых, внедрить обучение для членов избирательных комиссий. Вот тогда можно рассчитывать на позитивные изменения, да и сами члены комиссий будут лучше понимать процесс.