А. Марчевский: «Власти выгодно усугублять давление на телеканал 112»

Активисты партии «Национальный корпус» снова пикетировали офисы телеканалов «112 Украина», а также «NewsOne» и ZIK. Акция была малочисленной.  Ее участники требовали прекратить работу этих телеканалов. При себе активисты имели партийные флаги, плакаты, жгли файеры и дымовые шашки. Как отреагировали на такие мероприятия работники самих телеканалов и можно ли считать это давлением на СМИ, в интервью ГолосUA анализирует генеральный продюсер телеканала «112 Украина» Артем Марчевский.

– Артем, как Вы оцениваете акцию «Нацкорпуса» под зданием телеканала, где Вы работаете? Что это было?

– Это давление на свободу слова, это попытка запугать журналистов, это попытка политически пропиарить свою партию перед выборами, но у них ничего не получилось. Это было смешно, потому что под здание телеканала «112» пришло 40 человек, под здание телеканала «ZIK» пришло порядка 30 человек. Я смотрел их интервью, потому что наши журналисты общались с ними, и журналисты «ZIKа» общались. Это смешно, абсурдно. Выглядит это так, будто людям дали денег, они пришли, не понимая, ни куда они пришли, ни зачем, ни почему. Такая недоакция.

– Участники пикета назвали телеканалы инструментом влияния Российской Федерации на сознание украинских граждан. Что Вы можете сказать на это?

– Часто на заборе что-то написано, но это не значит, что за забором это есть. Мы все знаем эту мудрую поговорку. Что значит инструмент влияния? Никто до сих пор никакого подобного факта отстаивания интереса какой-либо страны, кроме интересов Украины, предоставить не удосужился. Когда-то в Верховной Раде была создана специальная комиссия. Она касалась источников финансирования. Никаких результатов она не принесла. Телеканалы финансируются прозрачно. О чем еще можно разговаривать? Это дешевый политический пиар националистов перед местными выборами.

– Могут ли подобные заявления и угрозы, в том числе в адрес телеканала «112 Украина», перерасти в что-то большее?

– Они уже перерастали. Последний раз, когда господин Стерненко (ред. праворадикал, обвиняется в умышленном убийстве) анонсировал под зданием телеканала, на следующий день или через пару дней телеканал получил выстрел из гранатомета в здание. Хочу напомнить, что телеканал расположен в центральной части города, европейской столицы. Конечно, могут. Вчера они принесли какой-то плакат, как макет, на котором был нарисован динамит, и они рассказывали, что это бомба. Это прямая угроза. Они дали понять, что они готовы к более жестким радикальным действиям в адрес сотрудников телеканала, в адрес здания, часть которого арендует телеканал. Это прямая угроза физической расправы. Как это еще можно расценивать?

– Кстати, никакого прогресса в расследовании этого выстрела из гранатомета, который произошел в июле 2019 года, нет?

– На сейчас я, как один из руководителей телеканала, не знаю не то что марку автомобиля, на котором скрылись преступники, я не знаю даже цвет этого автомобиля. О каком расследовании может идти речь, если прошло уже больше года и никакие причастные лица не установлены. Давайте посмотрим на историю, когда избили Балуха в Гидропарке, где нет ни одной камеры, это по большому счету лес. Сколько времени прошло от момента совершения этого преступления до момента установления предполагаемого преступника? Две недели? Так там нет камер, а вокруг телеканала много зданий. С одной стороны находится зоопарк, с другой стороны – военная часть, с третьей стороны – здание «Укроборонпрома», с четвертой стороны – Налоговая полиция. 

– Вы обращались по факту событий 21 сентября в правоохранительные органы? Если нет, то будете ли это делать?

– Нет, мы не обращались в правоохранительные органы. По большому счету никакой закон они вчера не нарушили. Они не разрисовывали здания, а собираться под зданием телеканала закон им не запрещает.

– Никто не пострадал в ходе этой акции?

– Да нет. Там было 40 человек. Что-то покричали, подожгли файеры, может, сами дымом надышались.

– Но в любом случае такие ситуации недопустимы, когда фактически силовые отряды хотят повлиять на СМИ?

– Безусловно, это не должно происходить. Этому должна быть дана должная правовая оценка. Люди, которые приходят на подобные мероприятия, должны понимать неотвратимость наказания, что угрозы физической расправы журналистам – это страшно, за это есть статья в Уголовном кодексе. Более того, есть статья, которая регулирует препятствие журналистской деятельности. За нее реальный уголовный срок. Все это они должны помнить.

– Будет ли усугубляться давление, которое оказывается на канал «112 Украина» со стороны государственных органов или различных движений активистов?

– Безусловно, ситуация с национал-радикалами будет усугубляться. Есть ровно два варианта, почему это происходит. Вариант первый: власти это выгодно, она этих национал-радикалов контролирует и через них проталкивает свою политику давления, которое она не может протолкнуть напрямую. Второй вариант: система государственной власти настолько слаба, что она не может побороть национал-радикалов. Тут каждый должен сделать для себя вывод, какой из этих вариантов ему ближе, но оба имеют место быть.

Читайте также по теме