В середине января съезд Христианско-демократического союза, партии канцлера Германии Ангелы Меркель, избрал своего нового председателя. Им стал премьер-министр федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия Армин Лашет. Ангела Меркель уже заявила о своем уходе из политики, а осенью текущего года в Германии должны состояться выборы в Бундестаг, после которых последует формирование новой коалиции и выборы нового канцлера. Об особенностях политической ситуации в ФРГ и дальнейших перспективах взаимоотношений Германии с Украиной в интервью ГолосUA рассказывает доктор исторических наук, профессор Андрей Мартынов.
– Андрей Юрьевич, у Христианско-демократического союза появился новый глава Армин Лашет. Учитывая его политическое позиционирование, что теперь меняется в партии?
– Выборы, которые произошли несколько недель назад подтвердили, что в Христианско-демократическом союзе существуют внутрипартийная дискуссия, внутрипартийная демократия. Все разговоры, что альтернативы Меркель нет, что она подмяла под себя партию и тем самым перечеркнула любые конкурентные возможности выдвигаться иным кандидатам, – все это было перечеркнуто этим голосованием. Если мы посмотрим на результаты голосования, то, например, результаты Лашета и Фридриха Мерца примерно одинаковы. Почти половина христианских демократов выступает за предложения, которые выдвинул Мерц, то есть стать более правоцентристской политической силой, ориентироваться на более либеральные подходы в экономике, на сворачивание социальных программ, то есть вернуть партию намного правее центра. Ведь за 15 лет, которые Меркель находилась при власти, а это две большие коалиции с социал-демократами, особых различий между социал-демократами и христианскими демократами не было. Собственно Мерц говорил о том, что христианским демократам нужно поправеть. Поскольку половина делегатов съезда, который проходил онлайн, проголосовали за Мерца, Лашету будет достаточно непросто учитывать мнение этой части партии. Ему придется фактически выстраивать центристский курс уже с более правых позиций. Если половина партии выступает против, например, возможного создания вновь Великой коалиции по результатам выборов 26 сентября в Бундестаг, то Лашету придется с этим считаться.
Если мы посмотрим на политическую биографию Лашета, то она достаточно интересная. Он верующий католик. Он не просто формально принадлежит к этой конфессии, а в молодые годы, будучи журналистом, занимал весьма радикальные позиции, в частности выступал против абортов. Это настораживает Партию зеленых, которые считают, что Лашет во многих вопросах внутренней политики, в частности вопросах однополых браков, легализации и стимулирования контроля за рождаемостью, занимает консервативные позиции. Насколько на сегодняшний день это так, поскольку это было лет 25 назад, сказать сложно. Но, естественно, его противники этот кейс из его политической биографии достали и попытались накануне голосования за лидера партии эту тему поднять.
– Но это больше во внутриполитическом контексте, а что можно сказать о политических позициях Лашета в международном плане?
– В международном разрезе Лашет принадлежит к той плеяде премьер-министров федеральных земель Германии, которые достаточно активно работали в российско-германском экономическом форуме, достаточно активно продвигали интересы немецкого бизнеса на российский рынок. В частности земля Северный Рейн — Вестфалия среди лидеров по количеству предприятий с немецким капиталом, которые работают в Российской Федерации. В частности Лашету припоминают его неоднократные заявления о том, что в вопросе строительства «Северного потока» и в вопросе строительства второй очереди «Северного потока» Германия должна исходить из собственных экономических интересов и не уступать Соединенным Штатам. Однако уже после избрания лидером христианских демократов в одном из интервью Лашет сказал, что все-таки Германии стоит провести переговоры с США по поводу «Северного потока-2» и занимать в этом вопросе более гибкую позицию.
Тем не менее, Лашет, естественно, ориентируется на интересы немецкого бизнеса, немецкий бизнес прекрасно понимает, что после закрытия атомных станций Германии нужно создать надежную энергетическую базу. Такой базой является энергетика на основе газа. Соответственно немецкий бизнес говорит о том, что даже одних поставок из Российской Федерации по «Северному потоку-2» может не хватить в случае стремительного экономического роста, увеличения спроса на энергоресурсы. С другой стороны новая американская администрация Байдена сейчас пересматривает американскую энергетическую стратегию, в частности блокирует то, что называется сланцевой добычей, в частности и нефти, и газа. Тогда возникает вопрос, а есть ли у Соединенных Штатов реально экономическое обеспечение этих возможных поставок сланцевого газа в Германию? Тут тоже Германия оказалась на своеобразной развилке. Поэтому Лашет, если станет канцлером, что на сегодняшний день еще не факт, попытается занять прагматичную позицию. Собственно ее достаточно четко обозначила Меркель, предложив США еще в конце 2019 года профинансировать за счет немецкого капитала строительство дополнительных терминалов для приема американского газа в Европе.
– Говорит ли избрание Лашета главой ХДС, что он имеет большие шансы стать канцлером после парламентских выборов осени 2021 года?
– На сегодняшний день эти шансы 50 на 50. Нужно иметь в виду, что весной начинается большой избирательный цикл выборов в ряде федеральных земель Германии, в частности в марте-апреле должны состояться выборы сразу в трех западных федеральных землях Германии. Если христианские демократы на этих выборах покажут достойный результат, то соответственно укрепятся позиции Лашета в Христианско-демократическом союзе. Если этот результат будет сомнительным и партия не удержит даже те позиции, которые она занимает на сегодняшний день, тогда снова актуализируются вопросы поиска возможного кандидата на пост канцлера от христианских демократов. Что интересно, заместителем Лашета был избран нынешний министр здравоохранения ФРГ Йенс Шпан. Следует учитывать проблемы, связанные с вакцинацией и достаточно шаткой политической ситуацией в этом смысле в ФРГ. Общественное мнение фиксирует неоднозначные позиции немцев относительно локдауна. Недовольство экономическими последствиями локдауна достаточно серьезно. Поэтому говорить о том, что христианские демократы, социал-демократы с уверенностью покажут хороший результат на выборах в федеральных землях уже в марте-апреле, не приходится. Этот результат может быть очень шатким. Те же оппозиционные «Альтернатива для Германии», Левая партия, Партия зеленых имеют шансы максимально запутать будущие коалиционные переговоры на земельном федеральном уровне.
– И эти выборы в федеральных землях проектируются на выборы в Бундестаг?
– Естественно, проектируются, поскольку эти выборы в земельные ландтаги покажут реальное состояние дел. Там проводятся социологические опросы, как бы вы проголосовали, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, и пока христианские демократы на федеральном уровне показывают неплохой результат. Они лидируют. Второй является Партия зеленых, далее социал-демократы, «Альтернатива для Германии», Левая партия, и, скорей всего, новые политические силы 5-процентный барьер не преодолеют. Но учитывая такую аллергию на партию «Альтернатива для Германии» и на Партию левых, то выбор в создании возможных коалиций будет не очень широкий. То есть это свободные демократы, зеленые, социал-демократы, христианские демократы и Христианско-социальный союз. Эти пять политический сил, собственно, и должны будут вести переговоры о создании коалиции уже в сентябре-октябре этого года.
– Следовательно, кто-то еще может претендовать на пост канцлера, кроме Лашета? Я правильно Вас понимаю?
– Да, вы правильно понимаете. Такой прецедент уже был в 2005 году, когда Шрёдер шел на второй срок как кандидат от красно-зеленой коалиции зеленых и социал-демократов. Меркель тогда только 5 лет была во главе партии и посчитала, что еще не готова бросить вызов достаточно популярному тогда Герхарду Шрёдеру и выдвинула тогда лидера Христианско-социального союза Едмунда Штойбера. Это Баварская партия, союзник христианских демократов. Штойбер тогда достаточно неплохо выступил, однако оказалось, что, несмотря на коалицию социал-демократов, в ноябре 2005-го Шредер заявил об отставке, досрочных выборах, и тогда была создана коалиция во главе с Меркель. На сей раз подобная история может повториться. Сейчас лидер Христианско-социального союза Баварии – Маркус Зёдер, и он имеет достаточно амбиций стать будущим канцлером, но отмечу, что отношение к самому Зёдеру даже в Баварии неоднозначное. В Баварии считают, что он перегнул палку с мероприятиями локдауна, с введением обязательного респираторного режима, то есть ввели даже респираторные маски, а не обычные бумажные. Это около 10 евро, хотя тем, кто получает социальную помощь, их выдали бесплатно, но представители среднего класса от этого не очень в восторге. Невозможно говорить о том, что Маркус Зёдер является политиком, который способен объединить будущую коалицию. Если социал-демократов не пригласят, она должна будет всенепременно формироваться с Партией зеленых, у которой просто аллергия на Маркуса Зёдера. Они считают его таким себе немецким Трампом, с которым не готовы вообще садиться за один стол переговоров и создавать коалицию. Поэтому ситуация накануне начала большого электорального цикла в ФРГ достаточно неопределенная. Ее можно сравнить с той ситуацией, в которой США находились перед президентскими выборами ноября 2020 года. То есть баланс различных политических сил примерно одинаков, поэтому ни одна из партий большинства для того, чтобы создать однопартийное правительство на федеральном уровне не получит. Соответственно придется договариваться, а договариваться весьма сложно, учитывая, что «зеленые» в этом смысле являются не совсем удобным партнером для традиционных великих немецких народных партий – социал-демократов и христианских демократов. И как повлияет выход Германии из локдауна на настроения избирателей, тоже большой вопрос. Понятно, что расчеты политических сил уже даже на земельные выборы в марте-апреле могут быть перечеркнуты возможной радикализацией настроений немцев и недовольством собственными экономическими убытками, которые они несут от локдауна. Официальная статистика говорит, что уровень безработицы растет, малый и средний бизнес разоряются, поэтому ситуация весьма неоднозначная.
– Значит, можно отметить, что в вопросе нового канцлера Германии могут быть сюрпризы, а на избирательную гонку будут влиять политика по реагированию на пандемию, карантины и экономический кризис. Хотелось бы уточнить, почему все-таки Меркель не осталась после 15 лет правления и решила уйти?
– Я считаю, что она просто устала. 15 лет находиться во главе европейской политики и быть фронтменом мировой политики – это весьма тяжелая ноша. Опять-таки она серьезно переболела коронавирусом еще в начале пандемии, в апреле-мае, она, вероятно, и чувствует себя не совсем хорошо. Просто она не хочет выглядеть, как Хиллари Клинтон, которая шла на выборы не совсем в хорошем состоянии здоровья. Ну и, собственно, еще до коронавируса состояние здоровья Меркель было не совсем хорошим. Еще летом 2019-го она неожиданно впадала в ступор, говорили о каких-то нервных проблемах, поэтому, скорей всего, ее общая усталость и состояние здоровья убеждает ее в том, что между политикой и здоровьем нужно все-таки избрать здоровье.
– Одним из первых с кем созвонился Лашет после своего избрания, был президент Украины Зеленский. Лидер ХДС в разговоре заверил Зеленского, что Украина может полагаться на преемственность политики Германии. Что изменения в руководстве ХДС, а также перспективы Лашета стать канцлером означают для Украины? Что-то поменяется в отношениях двух государств?
– Преемственность в отношениях возможна, если в Германии будет создана стабильная коалиция до конца 2021 года. Выборы 26 сентября. Конституция Германии дает 90 дней на формирование коалиции. Если коалиции не будет, то будут досрочные выборы весной 2022 года. Этого не хотелось бы самим немцам также. Поэтому преемственность зависит от того, будет ли создана стабильная коалиция. Социал-демократы вряд ли войдут в коалицию, потому что они сами устали от Великих коалиций с христианскими демократами. Возможно, без Меркель они не видят себя в этом будущем коалиционном раскладе. «Зеленые» с вероятностью примерно 80 % в этих коалиционных переговорах будут участвовать, но они занимают более последовательную позицию относительно осуждения России, относительно проблем, связанных с Крымом и Донбассом. Если в будущей коалиции министром иностранных дел и вице-канцлером станет представитель Партии зеленых, то можно вести речь о том, что немецкая политика станет относительно Украины даже более проукраинской, чем она была при Меркель. Соответственно Украина может надеяться на продолжение немецкой поддержки в этом смысле. Но, тем не менее, следует иметь в виду, что Германия весьма озабочена проблемами Европейского Союза и внутриполитической повесткой дня. Если для Меркель вопрос Донбасса и отношения с Россией был одним из приоритетов, во всяком случае, евразийской политики, то не факт, что таким же приоритетом это будет для нового правительства Германии, которое будет сформировано в сентябре-октябре 2021 года. Естественно, если мы посмотрим на точку зрения так называемых мозговых центров, фондов, которые советуют проводить ту или иную политику немецким элитам, то увидим, что там достаточно однозначная позиция. Фонд «Наука и политика», эксперты Фонда внешней политики однозначно занимают евроатлантические позиции и, возможно, будут советовать замораживать конфликт на Донбассе. И не факт, что Германия примет участие в разрекламированном проекте Крымская платформа. Германия вряд ли заинтересована в таком радикальном ухудшении отношений с Россией, тем более что Байден разговором с Путиным показал, что Соединенные Штаты попытаются проводить относительно России политику, которую Блинкен (госсекретарь США – Ред.) назвал сдерживанием без эскалации. Крымская платформа – это вряд ли не эскалация. Поэтому Германия будет занимать прагматичную позицию. Естественно, с 2014 года она особых результатов не принесла, и Меркель так и не получит Нобелевскую премию мира за урегулирование конфликта на Донбассе. Это уже на сегодняшний день фактически ясно. Но, тем не менее, то, что Бисмарк называл реальной политикой, требует такого, возможно, циничного подхода, но, тем не менее, это подход, связанный с немецкими интересами, прежде всего. А они на сегодняшний день состоят не в том, чтобы радикализировать или радикально ухудшать отношения с Российской Федерацией.
– Или с любым другим крупным игроком?
– Или с любым другим крупным партнером, тем более, что, кроме Украины, тут и кейс Навального, тут и проблемы, связанные опять же с позицией Партии зеленых, которая во многих внешнеполитических вопросах радикальней тех же христианских демократов. «Зеленые» не обожглись на Йошке Фишере, который был министром иностранных дел с 1998 по 2005 годы, но новое поколение политиков Партии зеленых даже намного радикальнее, чем Йошка Фишер по многим вопросам внешней политики.
– Конфликт на Донбассе – это действительно главная тема, которую можно отметить во взаимоотношениях Украины и Германии. Мы помним, что последний Нормандский саммит состоялся в Париже, а следующий планировался в Берлине. Как Вы считаете, могут ли быть какие-то подвижки в проведении Нормандского саммита в перспективе парламентских выборов или после парламентских выборов в Германии?
– Буквально недавно состоялись консультации между Министерством иностранных дел Украины и Германии в Берлине в очном формате, и там повестка дня украинско-немецких отношений примерно определена, в частности Штайнмайера (федеральный президент Германии – Ред.) пригласили на сентябрь поминать жертв Бабьего Яра. Но это один из визитов. Вряд ли он приедет, скажем, на 30-летие независимости Украины. Во-первых, непонятно, какая будет эпидемическая ситуация. Во-вторых, Меркель будет занята непосредственно уже избирательной кампанией и подведением собственных политических итогов. Опять-таки не секрет для Германии, что собственно перемирие на Донбассе является весьма условным, то есть постреливают, так сказать, по обе линии фронта, процесс обмена пленными фактически заморожен, ну и собственно Минские договоренности не выполняются. Хотя Германия говорит, что она не против нового саммита в Нормандском формате, но пока не видит предмета для таких переговоров. К сожалению, мирный процесс зашел в тупик, и пока выхода из этого тупика нет. Соответственно нет оснований думать, что, скажем, весной, летом или осенью этого года в Берлине есть основание проводить Нормандский саммит в том случае, если не будет какого-то политического чуда и мирный процесс не наполнится конкретным содержанием. Можно, конечно, в чудо верить, но вряд ли такое возможно при нынешнем раскладе политических сил в Украине и, собственно, той истории, которая происходит на Донбассе.