В 2014 году в Украине были осуществлены государственные закупки на сумму в 125 миллиардов гривен, в то время как в 2013 году на 203 миллиарда гривен, а в 2012 — на 464 миллиарда гривен. Как свидетельствуют данные расследований СМИ, если немногим ранее общая переплата по государственным тендерам оценивалась не менее, чем на уровне 30 процентов, то теперь речь идет о 10-15 процентах. В то же время 16 апреля назначен директор Национального антикоррупционного бюро. Какие изменения в сфере государственных закупок, а также борьбы с коррупцией ожидаются в ближайшее время, ГолосUA рассказал член рабочей группы по вопросам подготовки предложений относительно реформирования сферы государственных закупок при Минэкономразвития, глава правления международной общественной организации по борьбе с коррупцией «Transparency International» Андрей Марусов.
— Андрей , к какому согласованному результату пришла рабочая группа по вопросам подготовки предложений относительно реформирования сферы государственных закупок при Министерстве экономического развития и торговли, созданная прошлым летом?
— Разработка законодательства проходила в двух направлениях – относительно упрощения участия бизнеса в госзакупках, а также перехода на электронные госзакупки. Около недели назад был согласован финальный проект, который должен одобрить Кабмин и принять парламент. Основная инновация состоит в том, что обязательные справки будет предоставлять только победитель торгов. Сейчас же это приходится делать всем участникам – подтверждать документами, что они не банкроты, не коррупционеры, не привлекались к ответственности за преступления. Конечно, таких обязательных справок немного – 4-5, но представителям бизнеса из-за них приходится бегать по учреждениям, тратить время, иногда деньги, ведь, чтобы ускорить процесс, дают взятки.
— 26 апреля наступает своего рода «день Ч», когда представители бизнеса, которые не разработали внутреннюю антикоррупционную программу, не смогут принимать участие в торгах…
— Действительно, в 2014 году, когда принимали антикоррупционный пакет, проголосовали и за норму, предполагающую, что те бизнесы, у которых не будет антикоррупционной программы, а также ответственных лиц за борьбу с коррупцией, не смогут принимать участие в торгах. Конечно, это международная норма, но в наших условиях, когда участвуют масса «спдшников», «фоповцев», представителей малого и среднего бизнеса, преждевременно вводить в действие такое решение. Если до 26 апреля не отменить данную норму закона, де-юре все торги остановятся, потому что ни у кого нет ни антикоррупционной программы, ни ответственных лиц. При этом Минюст не предоставляет никаких разъяснений по этому поводу. Перед Кабмином и ВР стоит задача, как можно быстрее, принять законопроект рабочей группы, иначе в сфере госзакупок возникнет паралич. Как вариант временного решения проблемы, Минэкономики может принять разъяснение рекомендационного характера о том, чтобы не обращать внимания на данную норму, иначе, как минимум, и Минюст, и Минэкономики будут атакованы звонками и заявлениями со всей страны.
— Планируется ли повышение стоимостных порогов для госзакупок?
— Сейчас по–прежнему согласно профильному закону про госзакупки все заказчики — органы власти, предприятия обязаны следовать его нормам, если ожидаемая стоимость закупки для товаров превышает сто тысяч гривен, а для работ, которые всегда дороже, один миллион гривен. До этих сумм закупки можно проводить, скажем, по собственному усмотрению, ведь допороговые закупки никак не регулируются. К примеру, можно не обнародовать информацию о них. Очевидно, что стоимостный порог в 100 тысяч гривен тысяч «устарел» из-за инфляции, девальвации и его необходимо повышать. В законопроекте, разработанном рабочей группой, поднимаются стоимостные пороги по товарам до 200 тысяч гривен, по работам – до 1 млн 200 тысяч гривен, а запрос ценовых предложений — до 500 тысяч.
— Какие еще важные инновации содержит законопроект?
— Делается попытка урегулировать обжалование действий заказчиков в антимонопольном комитете, чтобы решить проблему тендерных рейдеров, которые в прошлом и нынешнем году используют определенную неувязку в законе. Еще одна инновация — опубликование дополнительного документа под названием «протокол оценки», где будет четко видно, кто и как голосовал по тендерным предложениям среди членов конкурсной комиссии.
— Хотелось бы узнать, что нового планируется в сфере электронных торгов…
— В итоге члены рабочей группы достигли консенсуса, что прямо сейчас вводить обязательные электронные торги для всех будет неверным шагом. В экспертном сообществе, в том числе международном, еще не сложилось единого мнения относительно того, каким образом регулировать электронные закупки. С другой стороны, заработала пилотная система «ProZorro», которая создавалась в течение прошлого года усилиями активистов, представителей бизнеса и «Transparency International». Напомню, речь идет о реверсивном аукционе, когда тот из участников, кто предлагает низшую цену, становится победителем. Судя по первым торгам, которые начали проходить, система многообещающая. Во время одних из закупок, которое проводило Минобороны с ее помощью, экономия средств составила 7, 7 млн гривен. С «ProZorro» пробуют работать также «Энергоатом», Государственное управление делами.
— По словам главы департамента госзакупок Минэкономразвития Александра Стародубцева за полтора месяца работы с системой «ProZorro» государство сэкономило почти 25 млн гривен…
— На этом пилотном проекте отрабатываются проблемные вопросы. В то же время ГП «Зовништоргвидав Украины» на прошлой неделе демонстрировал собственную площадку для электронных торгов. Надеюсь, в результате к концу года будет достаточно информации, которая позволит проанализировать и выявить шаткие моменты, чтобы не было «коррупционных дырок». Надо хорошо отработать вопрос готовности всех участников и понять следует ли, начиная от сельрад и заканчивая АП, загонять всех в обязательные электронные закупки. Мы хотели бы, чтобы в дальнейшем по электронным закупкам был принят отдельный закон.
— Охарактеризуйте, пожалуйста, основные процессы и тенденции, которые были характерны для госзакупок в 2014 году…
— Закупки осуществляются, но одна из основных характерных тенденций — существенное сокращение общего объема государственных средств. В казне нет денег. Еще один «тренд» 2014 года — рост невыплат со стороны заказчиков участникам торгов. Причина та же и очевидна — в бюджете нет ресурсов. Таким образом, проводят торги, определяется победитель, а далее все упирается в финансы. Это очень пагубно для системы в целом. Какой бизнесмен пойдет на торги, если знает, что перспективы непонятны, а то и негативны?
— Можете ли вы, как эксперт, подтвердить, что если немногим ранее общая переплата по государственным тендерам оценивалась не менее, чем на уровне 30 процентов, то теперь речь идет о 10-15 процентах? Такая информация распространена в расследованиях СМИ..
— Комплексного системного исследования «откатов» не проводилось. Согласно оценкам предпринимателей, их количество вроде бы уменьшилось, хотя не факт.
— А данные, что пятая часть от общей суммы тендеров за первый квартал 2015-го года, то есть от 58, 9 млрд гривен, без учета заказов электроэнергии, коммунальных услуг и газа пришлась на предприятия 20-ти бизнесменов?
— По стоимости вполне возможно. Но масса ежедневных интересов удовлетворяются отнюдь не контрактами на миллиард. Ремонты дорог в городах, питание в школах, от чего зависят миллионы людей, это не очень большие по суммам контракты.
— Как на ваш взгляд действуют в нынешних условиях Минтопэнерго, «Укрзализныця», Минобороны?
— Основной объем заказов продолжает проходить через Минтопэнерго — это уголь, нефть, и, соответственно, громадные деньги. Масса заказов идет и через «Укрзализныцю», а скандалы там, как были, так и не прекращаются. С каждым днем ситуация становится все более непредсказуемой. Что же касается Минбороны, то есть надежда, что удастся наладить более эффективную работу, ведь в ведомстве начали работать волонтеры, которые стараются навести порядок. Сейчас это силовое ведомство в условиях особого периода имеет право на закупку у одного участника, что еще называется переговорной процедурой, то есть может не проводить открытые торги. При этом в Минобороны приглашают на закрытые конкурсы всех желающих и используют электронную систему для распространения информации и приглашения участников. В деятельности Минобороны очень большие проблемы связаны не с тендерным законом, а массой нормативных актов, регуляций, которые зависят непосредственно от ведомства, Генштаба. Это и особые условия, и технические спецификации. Для того, чтобы эффективно и быстро проводить закупки нужно, в первую очередь, поменять нормативные акты внутри министерства.
— Что необходимо и планируется делать в сфере госзакупок, кроме принятия законопроекта рабочей группы? Ведь и в соглашении об ассоциации с Евросоюзом приближению украинского законодательства к нормам ЕС именно в данном направлении посвящена целая глава…
— Должна быть утверждена так называемая «дорожная карта» по приближению к нормам ЕС, проект которой обсуждается и рабочей группой, и уже опубликован. Как минимум, Кабмин должен принять документ, где в отличие от большинства правительственных стратегий будут четко прописаны конкретные задачи, сроки выполнения, шаги, которые необходимо предпринимать. Такой документ важен, так как будет пресекать всяческие поползновения со стороны парламентариев, которые лоббируют свои интересы и хотят, чтобы для них делались исключения из правил закона. Но и этого будет недостаточно, чтобы произошло упрощение участия в госзакупках. Должно быть действующее электронное правительство, чтобы предприниматель не вынужден был искать десятки справок и давать коррупционные «откаты», а заказчик имел доступ ко всем базам данных и проверял, является ли участник торгов банкротом, сидел ли он в тюрьме за коррупцию. Это один из первых шагов, которое должно сделать правительство после принятия законопроекта рабочей группы. Речь о Минюсте, налоговой службе, МВД которые должны упростить выдачу всех обязательных справок. Вокруг справок МВД уже работает целая посредническая схема.
— 16 апреля главой Национального антикоррупционного бюро назначен Артем Сытник. Каких шагов Вы ожидаете, в первую очередь, от НАБ?
— «Коррупционная рыба» гниет с головы, потому первая задача НАБ – «отрубить гнилую голову». Сейчас должна развернуться организационная работа по созданию бюро, и важно не оборудование и помещение, а кто станет этими 700-стами «спартанцами», которых должны набрать в штат Антикоррупционного бюро. Даже если директор слаб, а персонал – следователи, начальники территориальных управлений- достаточно сильны, то машина будет работать. Артем Сытник для меня – неизвестная фигура, если он подберет слабых подчиненных, «пиши пропало»
— Достаточно ли будет деятельности НАБ, чтобы противодействовать коррупции в стране?
— До сих пор не урегулирован вопрос относительно антикоррупционной прокуратуры в рамках ГПУ, где должны появиться специальные прокуроры, которые будут наблюдать за деятельностью НАБ. Это абсолютно конституционно. За деятельностью следователей должен осуществляться прокурорский надзор. В ближайшие месяцы должен быть назначен и руководитель антикоррупционной прокуратуры на уровне заместителя генпрокурора. Важно, чтобы отбор на эту должность проводился более-менее открыто и объективно.