Известный режиссер работает над своей новой картиной «Люблю, потому что люблю». Анатолий Николаевич согласился рассказать «ГолосUA» о новом фильме и о том, что сейчас происходит в кинематографе…
ОБ ИДЕЙНОСТИ И СОБСТВЕННОМ ЛИЦЕ
— Анатолий Николаевич, что за картину снимаете?
— Это комедия. Очень хороший сценарий мэтра российской комедии Аркадия Инина. У меня отличные актеры – Даниил Спиваковский и Ирина Пегова! Комедия очень легкая, с элементами мелодрамы, с мягкими характерами. Было очень интересно работать со сценарием. Фильм для канала «Россия». Но, я уверен, что картину сможет увидеть и украинский зритель.
— Все чаще и чаще наши фильмы выстраиваются на новых технологиях. Но нам ведь не догнать в этом плане Голливуд. Как считаете, может, и не стоит гнаться за спецэффектами?
— Гнаться за Голливудом нужно, но при этом привносить что-то свое. Смотрите, вот Китай нашел ведь свое место. Причем открыл собственную нишу – это фильмы-сказки. Красиво, технологично… Помню, как они на этой же киностудии Довженко снимали «Как закалялась сталь». А потом эта же группа в следующем году в Карпатах снимала «Дом летающих кинжалов». Приехали за год до съемок и высаживали специальные растения, чтобы украинские Карпаты стали китайскими горами. Это фильм, который занимает крепкую нишу в мировом прокате. Думаю, что кино не может быть безыдейным. Когда существует идеология, тогда возникает потребность в кинематографе. Китай очень мощно развивает кинематограф, сериалы снимает, и все это идеологически направлено. Труд, человеческая сила, характер. Потребность в идеологии возникает и у нас. Сейчас мир настолько материален, что это уже опасно. Нужно духовное развитие, толчок. И я вижу потребность молодых людей в этом.
— Странно, что за 20 лет нашей независимости никто не говорил об этой потребности…
— Смотрите, в России пришел Путин, — можно по-разному к этому относиться, но там появилась идеология. Страна начала очень мощно развиваться, и кинематограф в том числе. У наших соседей появляются достойные фильмы, осваиваются технологии, рождаются новые имена. В Польше 30% проката занимает собственный кинематограф, там существуют кинематографические школы. Это важно, а у нас всегда была проблема школы…
ОБ ИНТЕРНЕТЕ И КИНОСТУДИИ ДОВЖЕНКО
— От некогда легендарной киностудии им. Довженко осталось разве что кафе, в котором мы сидим. Отсюда даже телевидение ушло. Как так произошло?
— Увы, на сегодняшний день нельзя сказать, что киностудия Довженко – это какой-то оплот кинематографа. Если заходишь сюда, то попадаешь в другое время. И телевизионщики ушли, и все ушло, как мне кажется, в никуда. Но есть другие места. Существует интернет, и люди, ребята молодые уже общаются и варятся в том, что происходит в мире через интернет.
— К слову об интернете. С появлением кинематографа театру предрекали смерть. Вроде обошлось. Появилось телевидение – переживали, что отомрут кинотеатры. Сейчас эта проблема тоже не очень актуальна. Теперь есть интернет, но не верится, что перестанут существовать театр, кинематограф и телевидение вместе взятые. Как вы считаете: не станет ли кинематограф чем-то очень уж кулуарным?
— Все очень циклично. Когда мы насытились телевизором, нам снова захотелось выйти в театр. Бывают тяжелые времена для театра, бывают и для кинематографа. Последний сейчас вышел на уровень всех этих 3D и других технологий. Конечно же, эти переживания, которые ты получаешь в большом зале, в своей гостиной получить нельзя. А все эти групповые переживания очень нужны. Человек – общественное существо, ему нужны группы. Поэтому существует и существует обмен в соцсетях, которые хоть и подменяют непосредственное общение, но создают иллюзию общности. Мы там тоже формируем свой круг знакомых. Это очень похоже на непосредственное общение. Хотя сейчас психологи и говорят, что это тоже ведет к депрессии. Ведь интернет никогда не заменит человеческое общение. Театр, кино – это как раз такое общение.
— Как считаете, массово-активное мероприятие, подобное футбольному чемпионату, возможно и в кинематографе?
— Ну, бывают такие явления и в кинематографе. Помню «Страсти по Христу», когда очереди стояли под кинотеатрами. И никто не ел попкорн во время сеанса. Это было настоящее массовое переживание! Но такое сильное «поглощение» фильмом не может быть частым.