Анатолий Матешко сегодня самый востребованный и известный украинский режиссер. Он с успехом снимает сериалы, которые пользуются успехом у широкого зрителя, и серьезные фильмы, вызывающие уважение у профессионалов. С его легкой руки отечественные актеры приобретают популярность в странах СНГ, а зарубежные исполнители считают удачей свою работу с ним в Украине. Сегодня в творческом арсенале мастера две новые ленты – «Генеральская сноха» с Ларисой Кадочниковой в главной роли и детская музыкальная картина, снятая по заказу Государственного департамента кино.
История о человеке на двух стульях
— Это была ваша идея – снимать фильм «Генеральская сноха»?
— Нет, пришло приглашение от телеканала «Россия». У них есть свой формат, там идет много фильмов с нашими артистами, и я когда работаю для них, то стараюсь протащить как можно больше украинских исполнителей.
— А почему москвичи заказывают нам фильмы? Мы им обходимся дешевле, чем свои профи?
— Не знаю, это нужно спросить у продюсеров. Возможно, из-за того, что в Москве работает очень много каналов и свои кинематографисты не справляются с этим оборотом… Россия заказывает картины не только Киеву, но Белорусским киностудиям, а также Прибалтике.
— О чем фильм «Генеральская сноха»?
— Это мелодрама о семье. Главный герой – парень, который заканчивает ординатуру, женится на провинциальной девочке. Его маме, которую играет Лариса Кадочникова, это не нравится. А сын – подкаблучник, и старается угодить им всем. Так что это история о том, что человек, пытающийся сидеть на двух стульях сразу, в итоге теряет все.
— Лариса Валентиновна ни разу не играла отрицательных героинь. Чем было вызвано такое изменение амплуа легендарной украинской актрисы?
— Это роль на сопротивление. Мне всегда интересно следить за тем, как артист справляется с подобными задачами. В арсенале Кадочниковой никогда не было подобных ролей. Я очень люблю Кадочникову, знаю ее театральные роли — яркие, острохарактерные.
— Вы устраивали Кадочниковой пробы на эту роль?
— Тут решающее слово за заказчиком. У каналов есть своя стратегия и политика, где процветают свои пристрастия по поводу того или иного артиста. Мне предлагали на эту роль известных московских актрис, потому мать практически главная героиня. На ней строится вся драматургия картины. Но я настоял на кандидатуре Ларисы, и мы сделали пробы. И Кадочникова, несмотря на свой высокий статус, пошла на это, и все сделала великолепно. Мы вместе искали характер, пробовали разные варианты, а потом показали итог проделанной работы в Москве. Это и есть знак высокого профессионализма — в пример многим молодым актерам, которые на пробы не соглашаются: мол, вы нас и так знаете. А ведь только так можно пощупать, поискать характер.
— Лариса Валентиновна играет откровенную стерву?
— Не совсем. Из резкой агрессивной дамочки мать превращается в адекватного человека. Сама просит невестку о помощи, и в конце фильма умирает. Это такой кинороман… И Кадочникова не побоялась подобного эксперимента: с удовольствием работала, так как увидела интересный материал, и сама захотела предстать в таком амплуа. Хотя многие актрисы отказывались от этой роли, потому что она отрицательная, и это может подпортить им имидж. А из-за этого станут проблемными встречи со зрителями. Ведь не секрет, что у нас публика идентифицирует артиста с его персонажем. Особенно в глубинке часто говорят: «Мы вас так любим, а вы сыграли настоящую стерву, мы разочарованы».
— А кого вы пригласили на роли детей?
— Невестку играет Наталья Антонова. Внешне она очень красивая, и сыграла у нас потрясающе. Наверное, это ее лучшая роль в кино. Ларисе Кадочниковой она тоже очень понравилась. До этого в кино эксплуатировали ее образ красивой, но несчастной женщины. И нам пришлось все эти штампы убирать. В «Генеральской снохе» Антонова играет хирурга, поэтому все вздохи-ахи пришлось убирать (смеется). Но хрупкость и жертвенность осталась. Зритель ведь любит, когда после испытаний и страданий герои приходят к счастью. Поэтому такой образ в кино очень востребован.
Современные дети очень ироничны, но также сентиментальны, как мы когда-то
— Сейчас вы приступили к новой работе – съемкам детского фильма. Это ваш первый подобный опыт в кино?
— Нет, мой дебют в кино – это именно детский короткометражный фильм «Черная ярмарка». Я за него получил приз на Всесоюзном фестивале. А сейчас я снимаю для детей музыкальный фильм. В нем принимает участие группа «Гоголь-барделло», которая занимает первые места в американских хит-парадах. Ее фронтмен Женя Гудзь пел вместе с Мадонной.
— С появлением собственных детей у вас, как у режиссера, изменился взгляд на детское кино?
— С отцовством меняется взгляд на мир, а не просто на кино! Ведь это тоже главный мой зритель. Я снимаю современную историю о юношеском центре, где дети занимаются творчеством – поют, играют…Я когда-то сам занимался во Дворце пионеров, и с удивлением увидел, что в этих городских юношеских центрах ничего не изменилось – все так и осталось. Композитор Сергей Рябцев, который сейчас живет в Америке, был в восторге – говорил, что такого нигде нет, хотя подобное движение в поддержку юношеского творчества распространено везде. Ведь в киевских кружках дети занимаются творчеством, танцами, музыкой, художественной лепкой. Мы поражались: в духовом оркестре дети занимаются с лет пяти – исполнители от мала до велика… Многие потом там остаются преподавать. Это такой замкнутый самодостаточный мир, где не интересуются политикой, окружающим бытом. И мы сняли историю о мальчике из такого оркестра. По сюжету, его выгоняют из коллектива, но тут случается чудо — его замечает известный музыкант, услышав, как тот играет в переходе. Правда восторжествовала, мальчик достигает того, чего хотел. Так что у нас получилась современная сказка (улыбается). Главные исполнители этой картины очень серьезно занимались музыкой для работы в фильме. А сейчас даже попросили родителей, чтобы те купили им музыкальные инструменты. Хотят и после съемок заниматься в этом кружке.
— Современные дети верят в сказки?
— Они сейчас очень ироничны, но также сентиментальны, как мы когда-то. Но для нынешних детей все гораздо конкретнее. Они не воспринимают полутонов. Если зло, то зло, а если добро, то добро – без натяжек. К тому же у меня снимаются 11-13 летние актеры, а в этом возрасте все сложнее и эмоциональнее.
— На ваш фильм-сказку деньги выделило государство. А должен ли кинематограф пользоваться бюджетом? Может быть правильнее развивать продюсерское кино?
— Продюсерское кино в Украине, где мизерный прокат, не выживет. Нужно вступать в ко-продукцию с другими странами. И сейчас в Украине развивается много совместных проектов с Грузией, Германией, европейскими странами. И даже есть тенденция, чтобы с Россией не работать, так как там стараются нас подавлять. В других странах – Польше, Китае, России — есть потребность в собственном кинематографе. А вот в Украине такого желания у зрителей пока нет. Наша публика не хочет видеть фильмы о себе, предпочитая фентези или заморские истории. Но я уверен, что потребность в собственном кино вскоре появится. Ведь и в России сначала тоже предпочитали бразильские сериалы, а потом вышли «Менты», и все остальное просто вышибли с экранов.
— А вы, как режиссер, кого из наших актеров забросили на орбиту популярности по всему СНГ?
— Очень многих. После «Дня рождения буржуя» известность приобрели Владимир Горянский и Виталий Линецкий. У меня начинал сниматься Алексей Зубков, а сейчас он постоянно занят в картинах Москвы и Санкт-Петербурга. Очень любят в России Олесю Жураховскую. И наш Алексей Горбунов и вовсе стал в Москве актером номер один. Он снялся одной картине с Тимом Роттом, сейчас состоялась премьера в Москве…