На днях руководство Европейского Союза в категорической форме отказалось подписывать с Великобританией договор, предусматривающий так называемый «облегченный режим» экспортно-импортных операций, а также льготную структуру пограничного и таможенного контроля между Соединенным Королевством (СК) и Объединенной Европой. По мнению ряда аналитиков, таким образом, ЕС отреагировал на выход Туманного Альбиона из состава единого европейского образования (Brexit). Что ждет СК в контексте взаимоотношений с официальным Брюсселем, корреспондент ГолосUA выяснял в беседе с нидерландским правозащитником Александром Митцем.
— Господин Митц, можно ли сегодня заявлять о том, что Brexit действительно «освободил» Британию от влияния ЕС?
— Можно. Только слово «освободил» в письменной форме — здесь стоит употребить в кавычках. С одной стороны, Лондон получил возможность сохранить квоты на производство шерсти, а также добычу угля и глины в рамках Британского Содружества (на данный момент в эту структуру входят Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд островов в Тихом океане, — Ред.). Для британских фермеров и шахтеров фактически начинается новая эпоха развития. В обозримом будущем цены на ту же британскую продукцию будут расти в геометрической прогрессии. А с другой стороны – не исключено, что Великобритания не сможет реализовать эту продукцию в странах «Третьего мира». И именно тогда без помощи Европейского Союза Лондон обойтись не сможет.
— А если ЕС абстрагируется от амбиций и предложит Лондону сотрудничество не только в экономической, но и политической сферах?
— Не нужно быть маститым аналитиком, дабы констатировать, что, выйдя из ЕС, Лондон потерял свое реноме на международной арене. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон говорит о перспективах экономического и политического взаимодействия с Евросоюзом, но ведь он должен понимать: европейское сообщество уже не примет британцев в Объединенную Европу. Сейчас из-за Brexit финансовый ущерб с обеих сторон исчисляется десятками миллиардов евро. Брюссель Лондону этого не простит.
— Получается, выход из Объединенной Европы так и не решил проблем Соединенного Королевства?
— Brexit послужил отличным уроком для Брюсселя. Лично я могу надеяться, что Европейский Союз станет более разборчивым при приеме в свою структуру новых членов.
— И, наконец, главный вопрос. Последуют ли примеру Великобритании другие государства ЕС?
— Вполне вероятно. Как юрист, я не имею права говорить о будущем упомянутой Объединенной Европы, но предположу, что ее, как и Великобританию, ждут кардинальные изменения. Искренне хочется верить, что эти изменения будут эффективными. И очень хочется верить, что Брюссель этот урок запомнит навсегда.
— Следовательно, у ЕС нет шансов на расширение? Есть ли у Украины шанс стать частью структуры?
— Для того, чтобы стать частью ЕС, а потом выйти из него, Украине, вероятно, придется пройти путь Великобритании.
Напомним, Великобритания официально вышла из Евросоюза 31 января нынешнего года. На сегодняшний день из-за невозможности работать в Объединенной Европе без средств к существованию остались около 100 тысяч подданных Великобритании. По предварительным данным, ущерб при потере британских работников в ЕС исчисляется миллиардами евро.