Как утверждают зарубежные источники, в целом состоявшееся 31 марта нынешнего года голосование по кандидатуре на пост главы украинского государства прошло «с соблюдением основных демократических норм и принципов права». Впрочем, несмотря на то, что независимые наблюдатели не нашли существенных нарушений процедуры народного волеизъявления, мир уже назвал упомянутые выборы «нестандартными», «непредсказуемыми» и даже «в чем-то революционными». Почему международная общественность дала электоральному процессу в Украине такие характеристики, корреспондент ГолосUA выяснял в беседе с европейским правозащитником Александром Митцем.
— Господин Митц, в одном из своих комментариев накануне украинских выборов вы заявили, что на сей раз украинцы постараются проголосовать за кардинальные перемены в общественно-политической жизни своей страны. Ваши прогнозы оправдались, не правда ли?
— Безусловно. Это подтверждается поистине впечатляющим успехом Владимира Зеленского, который еще год назад был известен в относительно узких кругах. Его огромный отрыв в рейтингах от действующего Президента Петра Порошенко свидетельствует о том, что граждане Украины действительно делают выбор в пользу человека, «не искушенного большой политикой». Похоже, ваш избиратель устал от невыполненных и изначально невыполнимых обещаний, которыми официальный Киев «кормил» его на протяжении последних нескольких лет. Впрочем, здесь следует оговориться: многие украинцы, обладающие избирательным правом, голосовали не за конкретно взятого кандидата, а против его оппонентов. Это необходимо помнить каждому из оставшихся двух претендентов на президентское кресло.
— Однако тот же официальный Киев сдаваться не намерен, и борьба во втором туре обещает быть не менее напряженной…
— И не менее грязной. В этом контексте стоит обратить внимание на то, что в ходе предвыборной гонки перед 31 марта один из кандидатов активно использовал административный ресурс. Например, пенсионеры получили дополнительную материальную помощь, а военнослужащие – прибавку к жалованию. Помимо прочего, активно муссировалась религиозная тема, а в подконтрольных ему СМИ гарант украинской Конституции представал едва ли не спасителем нации. В этой связи стоит напомнить, что права голоса лишились, по меньшей мере, пять миллионов граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации и на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Нет никаких сомнений, что, участвуя в голосовании, эта часть электората выразила бы Президенту свое недоверие, и это наверняка бы еще более повлияло на результаты первого тура.
— Получается, определенные силы попросту перестраховались?
— Можно сказать и так. Но именно в этом и заключается слабость пресловутой власти: предпринятые меры ей не помогли. Люди не стали стопроцентно поддерживать нынешнего руководителя. Я могу назвать такое положение вещей сенсацией и даже своеобразной «бескровной революцией», если хотите. Сегодня для того, чтобы добиться перемен в жизни государства, украинцам не нужно выходить на Майдан или устраивать акции неповиновения – все можно решить демократическим путем, и последние события в Украине это доказали. Конечно, все будет зависеть от второго тура того же голосования, но своеобразный сигнал миру уже дан.
— А как, по-вашему, мир должен реагировать на подобный сигнал?
— Прежде всего, не вмешиваться в предвыборную гонку, особенно в преддверии второго тура. Это касается как Российской Федерации, так и Запада. Мировое сообщество должно дать украинцам шанс самостоятельно решать свою судьбу. Ни Москва, ни Брюссель, ни Вашингтон не имеют морального права даже косвенно поддерживать того или иного кандидата. Все мы обязаны стать, если так можно выразиться, пассивными наблюдателями и принять итоговое волеизъявление украинских граждан, как аксиому. В противном случае Украина вновь превратится в арену для геополитического противостояния сверхдержав.