Димитрий Бабич
09:05 10/03/2019

А. Митц: «Очередной конфликт Индии и Пакистана не приведет к ядерной войне»

Вот уже две недели внимание мирового сообщества приковано к событиям на индийско-пакистанской границе, в ходе которых погибли, по меньшей мере, 200 человек и еще около двухсот получили ранения. Нападение исламистов на колонну индийских военнослужащих в штате Джамму и Кашмир, а также ответная реакция индийского спецназа в Пакистане ознаменовались воздушными боями ВВС Нью-Дели и Исламабада. На днях Индия категорически отказалась от услуг международных посредников в урегулировании конфликта с соседним государством. В этой связи аналитики не исключили возможности применения противоборствующими сторонами имеющихся у них ядерных арсеналов. О будущем мятежного региона в интервью ГолосUA рассуждал европейский эксперт в области международного права, профессор политологии Александр Митц

— Господин Митц, вот уже второй раз за последние два года мы – журналисты-международники, констатируем, что мир оказался на пороге ядерной войны. Сначала речь шла о ситуации на Корейском полуострове, сейчас же подобная обстановка наблюдается на границе Индии и Пакистана…

— Для начала следует заметить, что в контексте Корейского полуострова пресловутая ядерная война была маловероятной: США располагали необходимыми средствами для уничтожения любых ракет КНДР, направленных как в сторону Южной Кореи, так и самих Соединенных Штатов. Системы ПРО как Индии, так и Пакистана на этом фоне оставляют желать лучшего. Если одна из этих стран применит против соседа имеющиеся у нее ядерные арсеналы, помешать упасть подобной бомбе на сопредельной территории не сможет никто.

— При этом мировое сообщество станет лишь пассивным наблюдателем трагедии?

— Трагедии так называемого «ядерного масштаба» явно не произойдет. И премьер-министр Индии Нарендра Моди, и пакистанский премьер Имран Хан прекрасно отдают себе отчет в том, что в случае применения ядерного оружия обе страны будут фактически стерты с лица земли, а жертвы станут исчисляться сотнями миллионов. Лично я полагаю, что ни у одного из региональных правителей не хватит духу нажать такую «красную кнопку». Противостояние не приведет к ядерной войне, это совершенно очевидно. Указанный конфликт в худшем случае завершится наземными и воздушными операциями в районах, разделяющих оба государства.

— А в лучшем случае?

— Индийские и пакистанские руководители вновь сядут за стол переговоров. Достичь какого-либо консенсуса по спорным территориям будет сложно, но рано или поздно план по урегулированию ситуации придется реализовать. Даже, если в процесс вмешается Организация Объединенных Наций.

— Но ведь Индия категорически отказалась от посредников в решении данной проблемы

— По сути, Нью-Дели можно понять. Индийская сторона не желает выносить свои пограничные проблемы на всеобщее обсуждение. В противном случае, Нью-Дели лишится львиной доли западной гуманитарной помощи. В свою очередь Пакистан не заинтересован в эскалации напряженности, поскольку главный куратор военных проектов Исламабада – США – может свернуть программу финансирования пакистанских вооруженных сил. В данном конкретном случае есть смысл говорить о том, что обе страны сообща найдут выход из сложившейся ситуации.

— Но до этого еще явно очень далеко. Не кажется ли вам, что индийцы и пакистанцы еще долго будут, что называется, «бряцать оружием»?

— Безусловно, будут. Но это оружие будет явно не ядерным. Сейчас сложно предположить, что после последних событий Нью-Дели и Исламабад действительно найдут пути к примирению и прекратят пограничный конфликт. Однако уже сам факт того, что и Нью-Дели, и Исламабад отдают себе отчет в недопустимости применения в этом конфликте оружия массового уничтожения, дает надежду на то, что в один прекрасный день политики Индии и Пакистана договорятся о мирном сосуществовании двух народов.

— Следовательно, об угрозе ядерной войны можно забыть?

— А вот об этом как раз забывать нельзя. Сегодня членами так называемого «ядерного клуба» являются девять государств. Они готовы защищать не только свои интересы, но и интересы своих союзников, а, значит, будут использовать «атомную карту» в собственных геополитических интересах. В контексте возобновившейся «гонки вооружений» ситуация на индо-пакистанской границе является частностью.

 

Читайте также по теме