Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что парламент рассмотрит бюджет-2015 лишь 26 декабря. Вряд ли народным избранникам удастся «в два счета» справиться со сложностями бюджетного процесса, ввиду наличия у страны серьезных экономических проблем и военных действий на Востоке. За Новым годом последует период рождественских каникул, парламентарии захотят отдохнуть… О том, когда бюджет-2015 будет принят и что ожидает украинцев в случае оттягивания момента его принятия, корреспондент ГолосUA расспросила главу Комитета экономистов Украины Андрея Новака.
— Андрей, успеет ли парламент справиться с задачей принятия бюджета-2015 до Нового года? И что ждет нас в противном случае?
— Согласно украинскому законодательству, если новый бюджет не принимается до конца года, страна начинает жить согласно бюджету ушедшего года. Но дело не столько в сроках принятия бюджета, а в его качестве и структурных соотношениях доходной и расходной части. Лучше немного подождать, но принять главный финансовый документ, но — более качественный и сбалансированный, чем спешить и согласовать «сырой» бюджет.
— Есть ли у вас уже какие-то данные по смысловому наполнению нового бюджета?
— Еще нет, ведь буквально только что сформировался новый Кабинет министров, в конце минувшей недели всех лишь назначили, в том числе и министра нового Кабмина. Работа началась только на текущей неделе. И понятно, что нужно еще какое-то время, чтобы они активизировали бюджетный процесс. А он должен проходить снизу, с уровня местных бюджетов и начинаться с их предложений. Лишь затем бюджет должны рассмотреть на центральном уровне и определить, что реально, а что – нет.
— То есть, можно утверждать, что бюджет-2015 можно было бы рассмотреть и раньше, если бы Кабинет министров скорее сформировали?
— У нас и ранее был Кабмин. И он должен был начать бюджетный процесс в срок, определенный законодательством, в августе. Что-то они, вроде бы, начинали, но так и не вынесли никаких бюджетных проектов.
— Вспоминается два бюджета, презентованных премьером Арсением Яценюком…
— Да. И сейчас мы должны были бы видеть уже завершение бюджетного процесса. Новый Кабмин должен был бы дорабатывать уже окончательный вариант. Но поскольку нет даже первичной его версии, бюджетный процесс вынуждены будут сейчас проводить поспешно, как говорится, «через колено».
— И каким же станет этот в спешке создаваемый документ?
— Очевидно, что бюджет-2015 будет писаться строго согласно требованиям Международного валютного фонда, миссия которого будет работать в Украине с 9 по 18 декабря. Очевидно, представители Фонда зададут параметры, которые их устраивают, чтобы Украина в следующем году могла рассчитывать на сотрудничество с МВФ.
Думаю, именно поэтому оттягивается рассмотрение бюджета, хоть новоизбранная министр финансов во время своих первых публичных выступлений и заявляла, что он будет подан 20 декабря. Но раз Гройсман говорит о дате 26 декабря – можно предположить, что бюджет будет полностью основан на требованиях МВФ.
— Что это означает для простых украинцев?
— Это значит, что, как минимум, не будут индексировать доходы в соответствии с инфляцией и девальвацией, произойдет «замораживание» существующих социальных стандартов, минимальных зарплат и пенсий. И, возможно — даже сокращение некоторых социальных программ.
Конечно, в бюджете-2015 будут предусмотрены гораздо большие расходы на армию. Но это будет осуществляться за счет уменьшения других трат, урезания именно социальной сферы.
— Как вы считаете, какой курс доллара будет заложен в бюджет-2015?
— Думаю, его будут закладывать где-то в районе действующего рыночного курса. И при этом уверять, что на протяжении следующего года уже будет присутствовать курсовая стабильность.
— Да, в последние годы все так и происходило…
— Возможно, принятие бюджета-2015 оттягивают и по этой причине. Чтобы увидеть курс на конец текущего года, и заложить его в бюджет.
— Если Украине придется жить по бюджетной росписи, как будет финансироваться деятельность армии? Ведь в минувшем году не было военных действий?
— Армию сейчас финансируют отдельными решениями Кабмина и Верховной Рады. В этом году выделялось сначала семь миллиардов гривен, затем еще девять миллиардов. Если бюджет с новой увеличенной статьей расходов на армию своевременно не примут, деньги снова придется выделять отдельными решениями.
— Нормальная ли это ситуация для военных?
— Это замедлит материально-техническое обеспечение армии. Если расходы на армию останутся на уровне текущего года, а это приблизительно 15 млрд грн, лишь такая сумма, разделенная по месяцам, будет выделяться непосредственно и сразу.
— Еще один важный момент – финансирование местных бюджетов. Что будет с образованием и медициной на местах в случае задержки принятия бюджета-2015?
— Финансирование местных бюджетов будет зависеть от того, изменится ли структура центрального бюджета. Если не изменится, это будет означать, что никакой реальной децентрализации не проводится. Бюджет, как рентген, покажет все реальные намерения власти – будет ли реальная децентрализация, дерегуляция, экономические реформы, смена систем государственного управления. Все это в бюджете будет видно. Если не сменятся принципы сводного бюджета в формировании расходной части – значит, происходит очередной большой политический обман. Если его структура изменится – это означает, что власть хоть как-то свои обещания выполняет.