А. Новак: «Для предотвращения дефолта Украине критически важны транши международных доноров»

В этом году украинская власть рассчитывает получить два транша Международного валютного фонда  в размере 3,6 млрд долларов. Однако, чтобы получить эти деньги, Украине придется выполнить ряд важных требований МВФ, ЕС и США. Международные доноры настаивают на создании Антикоррупционного суда, повышении цены на газ для населения, открытии рынка земли и масштабной приватизации. Между тем руководство нашего государства осознает, что такие реформы могут вызвать рост недовольства среди населения и привести к массовым протестам. Но без нового транша от МВФ вполне вероятен риск финансовой дестабилизации и даже дефолта. О том,  сможет ли Украина выжить без «траншевой иглы», корреспонденту ГолосUA  рассказал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

-Андрей,  на ваш взгляд, сможет ли Украина выжить без денег Международного валютного фонда?

— Для предотвращения дефолта  Украине критически нужны средства Международного валютного фонда.  В любом случае украинским властям все-таки придется выполнить все необходимые требования МВФ,  иначе если не в 2018-ом, то в 2019 году наше государство вынуждено будет объявить состояние дефолта госбюджета,  поскольку на следующие три года приходится пик выплат внешних долгов.  Речь идет о 20 миллиардах долларов государственного долга и гарантированного государственного долга. Помимо этого,  5 млрд долларов долга государству придется выплачивать государственным предприятиям, если те не смогут самостоятельно его оплатить. Учитывая это, Украине просто критически нужны деньги МВФ. К тому же с ними напрямую связаны деньги ЕС. Если не будет денег от Международного валютного фонда – не будет денег от Европейского Союза. В связи с этим украинскому правительству придется выполнить требования фонда чтобы не допустить ситуацию дефолта государственного бюджета.

— Какие условия МВФ   правительство и парламент должны  выполнить для получения траншей?

— Кредиторы уже даже изменили предварительные требования, а, точнее, — сократили их. Международный фонд в одностороннем порядке уменьшил требования с 11 до 4. Если  украинская власть не выполнит их в начале 2018 года, то сотрудничество с Украиной будет отложена до политической смены власти. МВФ недоволен, поскольку из 11 «маяков» реформ украинская власть выполнила лишь часть одного «маяка». В частности, речь идет о так называемой пенсионной реформе, которая таковой, по сути, не является. То, что подали как пенсионную реформу, на самом деле является лишь изменением условий выхода на пенсию и условий начисления пенсии. А пенсионная система и остались одноуровневой солидарной.

— Украинская власть все же надеется  на получение двух траншей МВФ в 2018 году…

— «Хотелки» Министерства финансов на получение более двух траншей МВФ в 2018 году нужно подкрепить выполнением условий для продолжения сотрудничества с МВФ и ЕС. Если правительство и парламент их оперативно выполнит в начале 2018 года, тогда, безусловно, траншей можно ожидать. Следует учесть, что 2018  год является предвыборным перед двумя большими общенациональными выборами — президента и парламента, которые должны состояться в 2019 году. Несомненно, именно эти факторы будут влиять на дальнейшее продвижение реформ. Но это может заблокировать принятие непопулярных и нежелательных для власти реформ, таких как земельная реформа, антикоррупционная реформа, реформа системы государственного управления, а также прозрачная приватизация. Все решит борьба между «хотелками» и предвыборным популизмом.

— Какие реформы власти удалось провести в прошлом году?

— В 2017 году не удалось провести ни одной экономической реформы, поскольку ни медицинская, ни образовательная реформы  напрямую к экономическим  реформам не относятся. Повторю,  то, что  власти назвали пенсионной реформой, реформой не является, поскольку пенсионная система как была одноуровневой солидарной, такою по факту и осталась.  Изменились только  условия   выхода на пенсию и  формулы начисления пенсии. Налоговой реформы, бюджетной реформы, денежно-кредитной реформы, административной  реформы и даже реформы государственного управления  в 2017 году  не то что не было проведено, они, к сожалению, даже не предлагались. А раз ничего не изменилось в экономической системе в прошлом году, то экономические результаты 2018 года  вряд ли изменятся в сравнении с 2017  годом. Экономические результаты в 2018 году будут приблизительно такими же, как в прошлом году.  Проще говоря, не будет ни хуже, ни лучше.

— Радует, что в  2018-ом в экономике Украины хуже, чем в прошлом, не будет…

— Безусловно. Из хорошего, что было в 2017 году, наверное, «безвиз». Разумеется, это не экономическая реформа, но такое моральное удовлетворение населения. По факту уже 80 тыс. украинцев воспользовались безвизовым режимом со странами Евросоюза. Конечно, по отношению ко всему населению Украины это небольшая часть.  Безусловно,  очень важно, что  в прошлом году повысили социальные платежи украинцам, подняли зарплаты и осовременили пенсии.  Можно  представить,  если бы этого не сделали, то при таких высоких темпах инфляции и девальвации гривны,  выживать людям было бы  невозможно. Другое дело, что формула осовременивания пенсий  вызывает удивление, когда  богатые пенсионеры получили удвоенные пенсии,   а самые бедные пенсионеры получили мизерную добавку в  размере 80 – 100- 120 гривен.  

-Почему при осовременивании пенсий обидели многих украинцев, которые получили мизерные добавки к выплатам?

— Трудно себе представить, по какой формуле делали это осовременивание пенсий. Очевидно, что формула эта является неправильной, социальной несправедливой, потому что  необходимо было «подтянуть» зарплаты тех пенсионеров, которые имели  невысокие пенсии (минимальную или близкую к минимальной пенсию) до среднего значения,  а сделали с точностью до наоборот.  То есть, тем, кто имел 3000- 3500 грн пенсии,  еще добавили 3000-3500 грн,  а те, кто имел 1600 грн пенсии,  добавили 100 грн.  То есть, по какой формуле начислялись эти пенсии, трудно себе представить, и где там вообще  заключалась социальная справедливость.  Плюс повышение минимальной зарплаты  в 2017 году также  выявило социальную несправедливость.  Сейчас неквалифицированный работник  имеет ту  же зарплату, что и  специалист высокой квалификации. Санитарка в больнице, например, имеет на пару  гривен меньше, чем врач. Уборщица имеет  на пару сот гривен меньше, чем  учитель в школе. Здесь так же, когда делали  повышение заработной платы, сделали просто повышение минимальной зарплаты, но не индексировали ее по категориям. То есть, не поставили связь  между новой повышенной минимальной зарплатой  и всеми другими зарплатами в соответствии с категориями работников. Однако, как говорится,  лучше так, чем если бы этого вообще не было. И осовременивание пенсий, и повышение минимальной заработной платы  еще больше социально  расслоили украинцев.  Те, кто были бедными,  остались бедными,  те, кто немного больше имели зарплаты и пенсии, получили еще больше доходов.  То есть, большинство украинцев получали разочарование.

Читайте также по теме