Киев ждет очередной транш на 1 миллиард долларов с прошлого года. И хотя МВФ прогнозировал завершение переговоров с украинскими властями в течение февраля, подписание меморандума затянулось. Голос UA решил узнать у экономиста Андрея Новака, чем рискует Украина, подписав меморандум с МВФ, не станет ли этот транш для нее последним и что грозит нашей стране, если она прекратит сотрудничество с МВФ.
— Чем рискует Украина, подписав меморандум с МВФ?
— Ничем. Практически все условия, которые выставлял МВФ Украине, имели положительное влияние на развитие украинской экономики. Вопрос в том, что те требования, которые выдвигает МВФ для получения очередного транша, может на самом деле выдвигать украинское правительство, прикрываясь МВФ. Думаю, что именно власть является инициатором по проведению реформ с открытием рынка земли и повышением пенсионного возраста.
— Как власть будет уменьшать дефицит пенсионного фонда?
— С одной стороны, повышая пенсионный возраст, что даст небольшую экономию средств. Но в текущем году, как и в предыдущие, дефицит пенсионного фонда будет покрываться из государственного бюджета.
— Выступаете ли вы за поднятие пенсионного возраста?
— У нас пенсионный возраст является одним из самых низких среди цивилизованных государств. Ведь во многих странах, уже давно вынужденно подняли пенсионный возраст. Недавно повышение произошло в Норвегии, там пенсионный возраст подняли с 60 до 65 лет. Поэтому поднятие пенсионного возраста сейчас общепринятая мировая тенденция и Украина не может ее обойти. Поэтому нужно задать определенную планку и поднимать ее постепенно, чтобы украинцы не так болезненно ощутили на себе поднятие пенсионного возраста. То есть, изначально выход на пенсию нужно отсрочить на полгода. После чего каждый год увеличивать его на полгода, а не делать это резко — подняв пенсионный возраст сразу всем и на несколько лет. Выравнивать ли пенсионный возраст для мужчин и женщин, должно решить государство. Однозначно, что лучшие условия по выходу на пенсию нужно предоставлять тем, кто работает на вредном производстве или в небезопасных сферах деятельности. Например, в армии или правоохранительных органах.
— Если украинская власть выполнит не все условия для получения кредита, не станет ли этот транш последним?
— Украине все равно придется выполнять условия МВФ. Другой вопрос, в каких темпах это придется выполнять. Ведь Украине не так важны деньги МВФ, как сам имидж страны. Украина сейчас не может себе позволить такую роскошь, как прекращение сотрудничества с западным миром. Поэтому мартовский транш не станет ни последним, ни предпоследним. Иначе такая ситуация приведет к внутреннему политическому кризису в Украине, которой повлечет за собой досрочные выборы. Однако, политикам, которые придут к власти, все равно придется продолжать сотрудничество с МВФ.
— Что грозит Украине, если она прекратит сотрудничество с МВФ?
— Это грозит приостановкой сотрудничества с другими украинскими партнерами, что усложнит работу НБУ по наполнению золотовалютных резервов и работу правительства по наполнению госбюджета. В итоге, это ухудшит кредитные рейтинги Украины и, таким образом, сделает привлечение мировых ресурсов в Украину практически невозможным. Сейчас для Украины не является необходимой сама сумма очередного транша от МВФ. Ведь миллиард долларов не сделает нам погоду. Но нам важен сам факт продолжения сотрудничества с фондом. Ведь другие инвесторы, которые вкладывают деньги в Украину, ориентируются на МВФ. А если Международный валютный фонд откажется сотрудничать с Украиной, то уже никто не захочет кредитовать нашу страну. И так, к сожалению, на сегодняшний день инвестиции в Украину в 15 раз меньше, чем, например, в соседней Польше.
— Приблизит ли Украину прекращение сотрудничества с МВФ к дефолту?
— Пока такой опасности для Украины нет. Ведь дефолт — это когда госбюджет не может выполнять своих прямых обязательств.