А. Новак: «В сфере оплаты тарифов ЖКХ мы уверенными шагами возвращаемся к ситуации 90-х»

Украинцев недавно оглушили новыми тарифами на коммуналку, которые подскочат аж в два раза. Резкое  подорожание услуг  ЖКХ связано с новой ценой на газ, которую установил Кабмин. К чему приведут страну эти грабительские тарифы? Эксперты уверяют, что государство может столкнуться с мощным социальным взрывом. О том, какие возможные сценарии развития событий  ожидают страну,  ГолосUA  рассказал глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

— Андрей, позволяет ли уровень доходов населения вводить рыночные цены, ведь 65% украинцев не в состоянии оплачивать «коммуналку»?

— На сегодня в Украине нет рынка коммунальных услуг. Есть монополии предоставления коммунальных услуг. У нас нет такого понятия, как «рыночная цена». Рыночная цена – это когда есть рынок продавцов и потребитель может выбирать того оператора жилищно-коммунальных услуг, который ему подходит ценой или качеством.  В Украине такого выбора пока нет, цена этих услуг не рыночная, а монопольная. Именно этим моментом и пользуются монополисты.  

Единственный вариант, как изменить эту ситуацию, — это допустить на этот рынок других операторов и забрать монополию ЖЭКов. Эту ситуацию можно сравнить с рынком мобильной связи. На рынке мобильного связи в Украине есть несколько операторов. Потребители имеют возможность выбирать между ними: если что-то не понравилось – переходим на другого оператора. Что мы в итоге имеем на рынке мобильной связи? В Украине идет конкуренция между мобильными операторами, приятно, что происходит снижение цен и все больше и больше предлагается услуг у  каждого из операторов и соответственно улучшается качество этих услуг, как результат работы конкурентов.  

И только тогда, когда мы создадим подобную ситуацию на рынке жилищно-коммунальных услуг и каждый потребитель сможет выбирать там, где он проживает, между операторами  — тогда у нас появятся рыночные цены, адекватные к уровню доходов населения, и также будет улучшаться качество жилищно-коммунальных услуг.    

— Если останутся монопольные цены на услуги ЖКХ, какой сценарий может ожидать Украину — оптимистический или катастрофический?

— Думаю, ситуация будет развиваться, скорее всего, путем 90-х годов, когда также были чрезмерные, неадекватные цены, что приводило к задолженностям по оплате – в некоторых городах долги достигали  80%  от суммы оплаты жилищно-коммунальных услуг. Власть тогда вынуждена была списывать часть этих долгов. Скорее всего, последствия такой ситуации с неплатежеспособностью населения и сейчас вынудят власть понижать стоимость тарифов ЖКХ.  Уверенными шагами мы идем к повторению ситуации 90-х годов.

— Средняя зарплата в Словакии — 1000 евро, у нас — 150 евро. Каким, на ваш взгляд, должен быть средний доход украинца, чтобы он мог оплачивать нынешние баснословные тарифы?

—  Наша зарплата по перерасчету по курсу твердой валюты выглядит просто смехотворной. Те, кто приезжает в Украину, не понимают, как можно жить на 150 евро целый месяц. Однако тут дело в том, что такая низкая зарплата по пересчету по курсу – это следствие отсутствия  курсовой политики в Украине. Если бы у нас была курсовая политика на обеспечение стабильности гривны, мы бы сейчас имели  курс приблизительно такой, при котором  гривна вводилась в обращение – 1,8. 

Сейчас, если бы мы имели курс две гривны за доллар – то соответственно наши зарплаты имели бы совсем другой курсовой перерасчет.  Хочу подчеркнуть, что по курсу даже необъективно сравнивать зарплату в иноземном эквиваленте. Почему? Потому что расходы у нас также гривневые, а не евровые. Цены также у нас в гривнах, а не в евро. Если в Европе, в той же Словакии, килограмм яблок 5 евро стоит, то у нас в гривнах все-таки не такую сумму стоит килограмм яблок.

Поэтому необъективно сравнивать чисто в иноземной твердой валюте, тут надо обращать внимание на такой показатель, как покупательная способность денежной единицы — то есть, что можно купить за единицу гривны у нас и что можно купить за единицу валюты в той стране, где есть эта валюта. Нужно сравнивать покупательскую способность денежной единицы — как-никак, но за те же 100 евро в эквиваленте большинство украинцев живет месяц, еще и оплачивает коммунальные услуги, транспорт, связь, питается, лечится, куда-то еще ездит в отпуск, отдыхает. А за 100 евро в Европе вы никак не сможете выжить месяц, оплатив свое жилье, питаясь, пользуясь транспортом и т.п. Это все говорит о показателе покупательной способности денежной единицы.       

— Насколько верным можно считать намерение властей обязать каждого украинца декларировать доходы и расходы? Это делается с целью детенизации экономики?

— Декларирование доходов и расходов – это нормальная практика цивилизованных стран. Однако для начала у нас доходы и расходы населения должны подлежать полному учету, а для этого нам надо уменьшить наличный оборот денег, чтобы максимально проводилось безналичных расчетов и минимум наличных.

Нужно, чтобы  исчезло понятие «зарплаты в конвертах».  Сейчас мы не можем объективно сопоставить зарплату, которая проходит по бухгалтерии, и реальную зарплату, что  работники получают на руки.  Когда исчезнут такие теневые факторы, тогда можно будет требовать стопроцентной обязательной декларации доходов и сопоставления ее с расходами. Когда детенизация на таком уровне в государстве не проведена, то декларации будут у всех будут ошибочными.  У всех такие декларации не будут отвечать действительности. Эффекта от них, ради которого внедряется процесс декларирования доходов и расходов, не будет.

—   Население тратит свои последние накопления… А тут повышение тарифов! Приведет ли это к росту социального напряжения?

— В последние два года в Украине была настолько критичная ситуация, связанная и с российской агрессией, и с нашими внутренними экономическими проблемами, и с очень плохой ситуацией в банковском секторе,  где происходит  массовая  ликвидация финансово-кредитных учреждений и исчезновение вкладов населения,  что большинство украинцев в отсутствии реальных доходов вынуждены обращаться к своим сбережениям.

Разумеется, для каждого наступает определенный момент, когда эти накопления исчерпываются. Из количества украинцев, исчерпавших свои сбережения, будет формироваться та критическая масса населения, у которой уже просто не будет другого выхода, как проявлять какую-то форму протеста. Форма протеста может быть разной – бунты, блокирование правительственных зданий, перекрытие автомобильных или железнодорожных дорог… Частично «пар» будет выпускаться на разных выборах, как это всегда происходит. Это нормальный общественный процесс, которым живет каждая страна. 

Читайте также по теме