Как заявила глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, НБУ в скором времени ликвидирует все неплатежеспособные банки. «Если акционер не хочет вносить в банккапитал, если активы банка ничего уже не стоят, его приходится выводить с рынка», — почеркнула Гонтарева. По ее словам, при ликвидации таких банков произойдет очищение украинской банковской системы. О том, какой будет реакция вкладчиков на столь решительные действия НБУ, корреспондент ГолосUA поинтересовалась у главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака.
-Андрей, как вы можете оценить намерение НБУ ликвидировать неплатежеспособные банков?
-Вообще-то, если какой-либо банк не выполняет своих обязательств перед клиентами, в мире существует в отношении таких банковских учреждений определенная практика. Такой банк выставляется на продажу. Есть два варианта: либо его покупает другой коммерческий банк, которому такая сделка интересна, либо, если никого из комбанков это не заинтересовало, его выкупает государство. Происходит национализация.
И при первом, и при втором варианте все обязательства перед клиентами неплатежеспособного банка выдерживаются до последней копейки. Или коммерческий банк-покупатель берет на себя все его активы и пассивы, или государство. Это — нормальная практика.
-Что это означает для клиентов проданного банка?
-Для них это — к лучшему, потому что они из клиентов проблемного банка становятся вкладчиками более мощного коммерческого или государственного финансового учреждения, за которым — бюджетные гарантии.
-Что, в таком случае, происходит при ликвидации банка?
-Я считаю, что слово «ликвидация» в отношении банка вообще нельзя произносить. Ведь люди, как только слышат этот термин, сразу думают, что все их вклады исчезнут. Это неправильно, непрофессионально. Государство должно объявить, что существуют проблемные банки, которые не могут исполнять обязательства перед вкладчиками. И государство их национализирует. Лучший вариант при этом — присоединить их активы к активам государственных банков.
-Что означает намерение НБУ ликвидировать проблемные банки? Какова будет их дальнейшая судьба? Куда будут переданы банковские обязательства, в частности, депозиты?
-Я так понимаю, что все будет делаться через Фонд гарантирования вкладов. Там есть сравнительно небольшая сумма, гарантированные 200 тысяч гривен. Это значит, что все вкладчики, у которых на депозитах большие суммы, практически, теряют свои вклады. И даже эти 200 тысяч гривен придется ждать долго. То есть — создается много проблем для вкладчиков.
-Какая часть банков в Украине потенциально проблемны?
-Об этом говорить сложно . Все зависит от поведения собственников банков. Если они имеют намерения вывести средства банка за границу, и, грубо говоря, убежать, таких проблемных банков может возникать ежедневно и довольно много. Если у собственника, все-таки, есть мотив сохранить банковскую структуру, оздоровить ее и работать дальше, таковых будет меньше.
Сейчас это связано с собственниками, которые, так или иначе, были приближены к предыдущей власти. Они чаще выбирают путь бежать с деньгами клиентов.
-Правительство часто призывает украинцев сохранять деньги в банках и упрекает простых людей в «расшатывании» банковской системы, когда они забирают депозиты. Насколько такие обвинения справедливы и уместны?
-Пока что сам НБУ — главный «локомотив» панических настроений. Во-первых, там неправильно оглашают процедуру, называя это «ликвидацией» банков. Во-вторых, ничего не делают с курсом. Все это, в итоге, создает недоверие к гривне и к банковской системе в целом.
В таких условиях еще и обвинять население, предпринимателей в том, что они не доверяют нашим банкам — просто абсурдно. Ведь доверие формирует именно государство своей политикой. А в этой сфере регулятором государственной политики является Нацбанк.
Считаю, что все административные меры НБУ направляет не в то «русло». Нужно направлять их не против населения, физлиц — клиентов банков, а против юридических лиц, прежде всего банков, их собственников и некоторых экспортеров, которые наживаются на девальвации.
Резюмируя, все это означает, что НБУ работает сейчас неадекватно в отношении существующей ситуации.
-Как вы считаете, чем это можно объяснить? Не может же быть такого, чтобы люди, десятки лет работающие в этой сфере, не понимали, что они делают?
-Дело как раз в том, что нынешний руководитель НБУ никогда не работала в системе Центробанка. Она пришла на нынешнюю должность из бизнеса, и у нее, очевидно, сейчас огромный внутренний «конфликт интересов» между потребностями личного бизнеса и государственными интересами, что является наихудшим вариантом.
-Ваш совет простым людям в отношении того, где хранить сбережения?
-Нужно стараться работать с первой «двадцаткой» украинских банков, а лучше — с первой «десяткой». Это системные, более надежные банки.