В связи с ситуацией в Крыму, туристические потоки изменились. ГолосUA узнал у президента Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины Александра Новиковского о том, как сейчас живет отрасль на полуострове, что может предложить современному путешественнику рынок туристических услуг в Украине, а также с чем связано подорожание зарубежных туров и отмена чартерных рейсов.
— Какая на сегодняшний день обстановка на рынке туристических услуг?
— Сейчас затяжной политический и экономический кризис имеет большое влияние на развитие туристической отрасли, ведь она потеряла 80% своего потенциала. Осталось от 20% до 30% существующей отрасли на сегодняшний день. Поэтому начало сезона было ознаменовано снижением спроса на туристические услуги и было очень невеселым для туристической отрасли в целом. Отели пустые, транспортники без загрузки, туристические операторы на выезд — без загрузки. Внутренний туризм существует, но самостоятельной, отдельной отраслью. Это худший сезон за последние 13 лет. Сейчас нанесен двойной мощный удар в целом. Сначала политический, затем экономический, и затем – дополнительно — девальвация гривны. На сегодняшний день существует, так называемый, «отложенный спрос». Это экономический термин, когда люди отложили свои отпуска, так как туризм не является расходной статьей первой необходимости.
— Как обстоят дела с туризмом в Крыму?
— Отдыхающих в Крыму 5-5,5 млн. в год. Из этого количества 70% — те, кто оздоравливается за счет государства. Это люди, которые получали путевки через Соцстрах. Они платили 2-3 тысячи гривен за свой отдых, а остальные 6-8 тысяч гривен платило государство. Люди оздоровлялись, отдыхали. Таким образом загружалось до 70% мощности Крыма. Оставшиеся 30% распределялись следующим образом: 20% — украинские туристы, 10% — русские туристы. Категория украинских туристов — тоже была разбита на сегменты: часть, которая отдыхала организовано, и часть, которая отдыхала самостоятельно. Это частный сектор, малые гостиницы, знакомые, друзья, апартаменты, квартиры и пр.
— Куда же направились эти люди сейчас?
— Какая-то часть этих людей поехала по недорогим программам в Египет, в Грузию, частично Болгарию, которая очень похожа по своим программам и по своему сервису.Таким образом распространились потоки из Крыма. Какое-то количество людей осталось в Украине.
— Какие области Украины наиболее привлекательны для туристов?
— Люди переориентировались – часть поехала в Карпаты, другая часть – к побережью Черного моря в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской области. В Украине людей, путешествующих внутри государства в разы больше, чем тех, кто едет за пределы Украины. Это, во-первых — стоимость, во-вторых — безопасность, в-третьих — возможность быстро вернуться. Преимущественно развивается частный сектор, частично зеленый туризм, сельский туризм. Я думаю, что активно должна развиваться Херсонская, Николаевская, Одесская, Запорожская области. Там, где есть доступ к морским берегам, нужно активно развивать внутреннюю инфраструктуру, гостиницы, сервисы, заведения общественного питания. Западный регион сегодня развивается более мощно. Есть точечные зоны, которые застраиваются очень сильно. Яркий пример — это Буковель. Строятся частные хозяйства, частные гостиницы. На сегодня 1 млн человек отдыхает в Ивано-Франковской области. Такая же ситуация во Львовской области. Курорт Славское, который не так активно развивается, все равно принимает большое количество туристов. Шацкие озера принимают много туристов. Но все эти районы, принимают бюджетного туриста и для крупных инвесторов они не всегда интересны, несмотря на то, что популярны. Нужно развивать сервисы в соответствии с потребностями отдыхающих в текущей ситуации.
— Есть ли у Украины шансы переориентировать туристов, которые едут заграницу на внутренний туризм?
— Можно сказать, что большее количество отдыхающих не может заплатить 600$ за отдых. Но они готовы заплатить 250-300$. Условно говоря, 2000 гривен украинский турист платит за отдых во Львовской области, Одесской, Запорожской. Зарубежные программы тоже могут предлагать такую стоимость, но, к сожалению, себестоимость путевки увеличивают транспортные услуги. Отдых в Турции, Болгарии, Египте, 3-4 звезды, с питанием с утра до ночи, со всеми напитками может стоить 300-350 $ на одного человека за минимум 7 дней. Если умножить на гривны — это 3000-3500 грн. Сегодня за 3000-3500 грн в Украине, к сожалению, сложнее найти предложение 3-4 звезды отель на 7-8 дней с полным питанием.
— Что же делать?
— Нужно перенимать опыт у наших соседей Болгарии и Турции. Во всех странах недешевая электроэнергия, газ, другие ресурсы, достаточно большие налоги. Но они научились зарабатывать деньги на туризме. Надо перенимать практику, делать более прозрачной систему инвестирования, давать больше гарантий от государства частным инвесторам, которые будут вкладывать деньги в развитие украинского туризма, предоставлять им льготы. В Болгарии тоже достаточно короткий пляжный сезон на побережье Черного моря, но за последние 5 лет эта страна достигла огромного успеха: построила большое количество отелей и развила инфраструктуру в городах в соответствии с потребностями туристов. И они, развивая инфраструктуру, пытаются поощрять туристов не только в пляжный сезон, обращая внимание на событийный туризм, делая громкие концерты, фестивали. Но Украина имеет огромный потенциал, и мы будем надеяться, что в последующие годы Украина станет зоной туризма потому, что во всем мире туризм — это существенная составляющая ВВП страны.
— С чем связано подорожание туров в Египет, Турцию, Черногорию и др.?
— Туры не подорожали в долларовом эквиваленте. От отеля и туроператора турист получает ту же стоимость, что и в прошлом году. Туры подорожали за счет девальвации гривны. Как раз на курсовую разницу повысилась стоимость путешествий. В Украине, к сожалению, люди не получают зарплату в долларах и в евро, поэтому для украинского пользователя эти туры подорожали на 30%.
— Какие туры сегодня стоят дешевле?
— Дешево могут стоить туры, в которые заложены недорогие услуги. Удешевить тур можно за счет транспортного сообщения. Самолет обойдется в 350$ за одного человека, автобус – в 100$. То есть 250$ на человека можно сэкономить. Если люди едут на собственном транспорте – это будет стоить еще дешевле.
— Как изменились цены на авиарейсы и сами авиарейсы?
— Существенно сократилось количество направлений, туристов, которые путешествуют в этих направлениях, очень сильно сократилось количество чартерных рейсов. За счет этого по некоторым направлениям появился дефицит, и авиакомпании начали поднимать стоимость на перелеты. «Лоу-косты» в некоторых направлениях подорожали вдвое.
— В связи с чем происходит снятие рейсов?
— Это связано с тем, что не заполняются рейсы и, чтобы не нести сумасшедшие убытки, туроператор вынужден объединять или снимать рейсы. Если самолет заполнен хотя бы на 60% — считают сейчас, что он заполнен.
— Упростилась ли обстановка с визами в связи с потеплением отношений между Европой и Украиной?
— Определенные шаги есть, визу сегодня легче получить в туристическом пакете, стало меньше отказов. Но все равно есть препятствия, есть границы и, возможно, как нам обещают, уже после Нового года мы не будем иметь этих препятствий. Преимущественно туристы, которые нарушили законы, касающиеся пересечения границы Еврозоны, получают отказы на получение виз, или вообще запреты на въезд в Шенгенскую зону.
— Раньше 70% тех людей, которые хотели получить визу, например, в Германию, получали отказы – изменилась ли статистика сегодня?
— Статистика изменилась, но все равно Германия на сегодняшний день является одной из стран, которые имеют очень высокий порог выдачи туристических виз в целом. Испания сегодня стала гораздо лояльнее. Они задекларировали, что будут выдавать всем туристам годовые визы. Франция стала гораздо лояльнее – она упростила список документов, подаваемых для получения визы.
— Какие страны «самые теплые» в плане выдачи виз?
— Самые теплые старны в плане выдачи виз, если брать Шенгенскую зону – это Греция, Испания, в Еврозоне – это Болгария.
— Как обстоят дела с турами в Россию?
— Они были раньше, но не пользовались большим спросом, это больше индивидуальный сегмент. Уменьшение количества таких туров происходит, и будет продолжаться. Я думаю, что впредь туристы либо будут самостоятельно путешествовать в этих направлениях, либо откладывать поездки. Ситуация между Украиной и Россией на сегодняшний день в политическом смысле обострена, гражданское отношение россиян к украинцам – негативное и я уверен на 100%, что туристы тоже это ощущают и откладывают свои поездки в РФ.
— Есть такая тенденция, что украинцы не хотят отдыхать с россиянами в одних отелях…
— Это связано с тем, что мы видим ряд споров и ссор, общественно-гражданских конфликтов между такими туристами. И сейчас у операторов принимающей стороны начались проблемы касательно того, чтобы принимать в одно время туристов с
Украины и с России. Если раньше они могли ехать в одном автобусе без каких-либо проблем, то сегодня это не так. Поэтому я думаю, что в ближайшее время операторы, которые принимают большое количество туристов с России и Украины начнут разделять украинцев и россиян, принимать и обслуживать их отдельно.