Наталия Юрчук
13:30 31/10/2014

А. Охрименко: «К концу года курс может подскочить до 16 гривен за доллар»

Украинская экономика терпит крах: из-за девальвации и инфляции долги по зарплатам в Украине выросли на 35%, а падение ВВП достигло дна и составляет минус 4%. Эксперты прогнозируют, что простых украинцев ждет несколько лет сплошной стагнации: Украина вернется к началу 90-х годов. Если раньше в тени работало 35% экономики, то сейчас – 70%. В лучшем случае, «свет в конце тоннеля» можно будет увидеть не раньше, чем через 5 лет. ГолосUA расспросил президента Украинского аналитического центра, экономиста Александра Охрименко, существует ли на самом деле риск дефолта в Украине, какие сектора экономики в 2014 году показывают рост и что будет с гривной после выборов. 

— Александр Андреевич, Украине придется выплатить почти 40% бюджета за долги. По вашему мнению, существует ли на самом деле риск дефолта в нашей стране? 

— Когда мы говорим, что в Украине большие долги, мы сравниваем этот факт с показателями ВВП. Если в отрасли промышленности ВВП начнет реально расти, то понятное дело, что эти долги отдать будет легко. Отсюда прямая зависимость: с ростом экономики, прежде всего, растет экспорт, следовательно, мы получаем больше валюты, которую сможем частично выкупить, нарастив золотовалютные резервы. Украина уже допускала дефолт в 1998 году. Но нам удалось погасить все долги. При большом желании, можно выйти из ситуации, нельзя сказать, что она однозначно приведет к дефолту.  

 — Какой же выход из ситуации?

 — Чтобы разобраться с долгами, в первую очередь, мы должны стимулировать нашу промышленность. А для этого нужны гарантии на неприкосновенность частной собственности. Во-вторых, чтобы бизнесу было выгодно производить больше продукции, и соответственно, больше экспортировать, необходимо отменить новые налоги и упростить их администрирование. Прежде всего, бизнесу не нужно мешать работать. И самое главное, нельзя ориентироваться только на европейский рынок — Украина должна строить торговые отношения с Ближним Востоком, Китаем, а также восстановить нормальные отношения с Россией. 

 — Какие сектора экономики показывают рост производства, а какие — падение?

 — На сегодняшний момент рост наблюдается только в производстве сельскохозяйственной продукции. К примеру, объемы зерна в Украине увеличились на 8%, а подсолнечного масла — 12%. А вообще этот рост — за счет производства кукурузы. Но здесь нужно учесть маленькую специфику: объемы кукурузы увеличиваются во всем мире и соответственно, цены на нее падают. Поэтому нельзя всю экономику Украины сводить только к производству кукурузы и пшеницы. Это очень рискованно.

Во всех остальных отраслях Украины наблюдается падение. В частности, экспорт металлургической продукции в Украине упал на 15%. Причем чугун — основное сырье, которое мы экспортируем — сократился почти на 20%. Очень большое падение наблюдается в химической промышленности – от 20 до 50%. Также снизился экспорт на готовую продукцию — кондитерские изделия и твердые сыры. Да, зерно мы продавать можем, но Украина никогда не продаст в Европу шоколад. Для этого надо выучить специфику рынка.

Вместе с тем, от 60 до 100% упал экспорт на продукцию машиностроения. Единственное, где удалось удержать рост – это изготовление котлов. К тому же, производство автомобилей и металлических конструкций для строительства сократилось до 40%, а грузовых автомобилей —  вообще на 80%. Поэтому, кроме зерна, мы сейчас ничем похвастаться не можем. 

 — Будут ли и дальше расти цены на продукты?

 — Производство зерна напрямую связано с ценой на бензин, а точнее — на солярку. Так как у нас солярка — импортный продукт и зависит от курса доллара, себестоимость нового урожая будет выше. И хотим мы того или нет, но производители вынуждены поднять цены на зерно, они не станут продавать его себе в убыток. А дорогое зерно — это автоматически дорогое молоко и мясо. Единственное, что может подешеветь – это овощи, потому что они не так сильно зависят от бензина. Также могут не допустить рост цен на хлеб специальных сортов. На сегодняшний день, даже хлебопеки говорят, что используют муку, купленную по старым ценам. Новую еще не закупали, потому что себестоимость зерна в этом году на 40% выше, чем в прошлом.

—  Можно ли ожидать, что после выборов курс доллара вырастет до 15 грн?

— На сегодняшний день у нас существует два курса: официальный и теневой. Официальный, скорее всего, будет держаться, но это связано не с выборами, а с кредитами МВФ. По его инструкциям, курс должен быть не выше 13 грн, поэтому мы и выдерживаем курс 12,95 грн. Что касается черного рынка, то сейчас курс доллара там составляет 14,5 грн. Но в конце года он может подскочить и до 16 грн. А в следующем году, скорее всего, он будет 20 грн, и даже больше. 

Премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что следующий год будет очень сложным, а подъем в экономике начнется не ранее 2016 года. Так ли это на самом деле?

— Если во главе правительства поставить технократа (высококвалифицированный специалист в области техники и технологии – ред.), который будет меньше заниматься политикой, то в принципе, 2015 год будет годом финансовой стабилизации. Технократы, по сути, не публичные люди, они не выступают на публику, зато работают.

 — Насколько война на Донбассе усугубила экономическое положение в стране?

— В Донецкой и Луганской областях находится основа металлургической отрасли. Сейчас Украина потеряла даже уголь и мне сложно сказать, как мы сможем компенсировать эти потери. 

Мнение, что с потерей Донбасса в Украине все будет нормально — ошибочное. Отрасли по всей Украине взаимосвязанные. На сегодняшний день, в связи с событиями на Востоке, в Черновцах остановилась половина промышленных предприятий. По данным 2013 года, в Донецкой и Луганской области ВВП составляет около 16%. А это очень много! Если через год удастся найти компромисс и восстановить экономические связи, тогда экономика Украины выиграет однозначно.

— Какое падение ВВП в Украине на данный момент?

 — Официальное падение ВВП в Украине составляет почти 4%. До конца года, как минимум, будет минус 10%. Падение промышленного производства, с учетом Донецкой и Луганской области — почти 7%. Но данный подсчет условный, потому что основан на показателях прошлого года, когда заводы на Востоке еще работали. 

 — Какие есть шансы, что мы сможем получить транш в декабре?

— Известно, что в июле МВФ отказался выдать второй транш Украине. Но благодаря переговорам Обамы и Порошенко последовала команда от США немедленно выдать деньги Украине. В результате руководству МВФ пришлось в срочном порядке переписывать соглашение с Украиной и таким образом мы с опозданием получили второй транш. Сейчас может быть то же самое, когда в результате личных переговоров стороны смогут договориться и о третьем транше. 

  — Но есть же альтернативы деньгам МВФ. Почему Украина не реализовывает проекты по привлечению денег, скажем, из Китая?

— Идею привлечения денег из Китая Украина практически похоронила. Хотя, благодаря сотрудничеству с этой страной, мы могли получить приток инвестиций  значительно больше, чем от МВФ, к тому же, без каких либо требований. В конце 2012 года Украина и Китай заключили соглашение о финансировании проектов в украинском энергосекторе и теперь их нужно просто восстановить. В этих договорах предполагались сдача в аренду земли и строительство новых электростанций. Мало того, Китай даже был заинтересован в строительстве окружной дороги вокруг Киева. Между прочим, Китай, инвестируя в другие страны, никогда не выдвигает политических требований. Для них не составило бы проблемы вложить в Украину 30 млрд долларов, которые они обещали. Для Китая это не большие деньги. Плюс ко всему, с подписанием договора об Ассоциации, Украина сможет начать работать с программами Евросоюза. Да, эти программы будут сложными, их нельзя реализовать за месяц, но если начать работать поэтапно, мы сможем привлекать инвестиции. Например, по программе «Приграничное сотрудничество» Украина может получить до 7 млрд долларов. Но для этого потребуется не один год. А если мы ничего не будем делать, то и за 10 лет не получим деньги. 

— Где Украина сможет достать деньги, чтобы расплатиться за российский газ?

 — Сейчас вся надежда на то, что Евросоюз поможет Украине и нам удастся получить еврооблигаций на сумму в 2 млрд долларов. Также есть надежда, что Америка сдержит слово и выплатит Украине госгарантию на 1 млрд долларов. Если это произойдет, наша страна получит 3 млрд. долларов и мы сможем расплатиться за российский газ. Этого мало, но хватит для того чтобы пережить эту зиму.

Читайте также по теме