Как считают аналитики международного рейтингового агентства Moody’s, Украина до конца первого полугодия 2016 года получит очередной транш кредита в объеме 1,7 миллиарда долларов от ключевого кредитора страны — Международного валютного фонда. "Новое украинское правительство, приступившее к исполнению обязанностей 14 апреля, вернулось к повестке дня реформ, согласованных с международными партнерами. Миссия МВФ сейчас работает в Киеве над вторым пересмотром программы реформ, и Moody's ожидает, что Фонд, вероятнее всего, выделит Украине очередной транш кредита в 1,7 миллиарда долларов до конца текущего полугодия", — говорится в прогнозе Moody’s. По мнению специалистов агентства, Украине критически важно восстановить сотрудничество с МВФ, поскольку это дает импульс программе реформ. МВФ одобрил программу кредитования экономики Украины с использованием механизма расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) общим объемом 17,5 миллиарда долларов сроком на 4 года в марте 2015 года. Первый транш по новой программе в объеме 5 миллиардов долларов Украина получила 13 марта, второй — на 1,7 миллиарда долларов – 4 августа 2015 года. В настоящее время идет второй пересмотр программы сотрудничества. Впрочем, многое в получении очередного транша кредита МВФ зависит и от парламента. Так, ранее замглавы АП Дмитрий Шимкив заявлял, что для продолжения сотрудничества с МВФ до конца мая Верховная Рада должна принять 19 законопроектов, затем первый вице-премьер Степан Кубив заявил уже о 41 необходимом законопроекте. О том, какие требования МВФ будет вынуждена удовлетворить Украина, корреспондент ГолосUA узанвала у президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко.
— Александр Андреевич, оправданно ли эксперты Moody's ожидают, что Украина получит очередной транш кредита МВФ уже вскоре?
— Это давно прогнозировалось, чисто технологическая операция. Если договорятся — да, так и будет. Миссия составит отчет, соберется Совет директоров МВФ. На основании решения совета мы сможем получить транш до 1 июля. Но если не договорятся — конечно, ничего не произойдет. Если переговоры затянутся — тоже ничего не будет, ведь в июле у сотрудников МВФ начинаются отпуска. Совет сможет только в августе собраться. Так что все зависит от того, насколько удачно сейчас пройдут переговоры.
— А о чем договариваются?
— Переговоры закрытые, и как они идут, успешно или нет, сказать сложно. Об этом мы узнаем только в самом конце. Предметом переговоров, в первую очередь, является пенсионная реформа, о которой говорил г-н Розенко (вице-премьер Павел Розенко — ред.). Второй вопрос — три миллиарда российского долга, что с ним делать и как быть дальше. Естественно, затрагивается вечная тема, дефицит государственного бюджета. МВФ вообще любит эту тему. Ну, а если дефицит — значит, рост налогов и уменьшение социальных выплат. Скорее всего, в каком-то ракурсе будут рассматривать и энергетические вопросы — тарифы, реформы газового сектора. И, наверное, как это звучало в предваряющих переговоры заявлениях, будет требование по поводу роста чистых золотовалютных резервов Украины.
— В чем отличие этой разновидности золотовалютных резервов?
— Это резервы, которыми может распоряжаться правительство Украины. Общих резервов у нас сейчас 13,5 миллиардов, а чистых — 1 миллиард, то, чем правительство может распоряжаться самостоятельно. Для этого нужно, чтобы население понесло деньги в банки.
— Но в апреле депозитные вклады украинцев увеличились…
— Да, действительно, в апреле общая сумма гривневых депозитов выросла на 1,7 миллиарда. Это — ужасно мало. Причем, сумма долларовых депозитов уменьшилась на 41 миллион. Если пересчитать по курсу, это почти то же самое. Но нужно вспомнить, что, к примеру, в марте депозиты выросли на 2,3 миллиарда. Так что даже снижение роста наблюдается. Вообще, население успокоилось, уже не забирает депозиты из банков, но пока не хочет туда их нести. А ведь с 1 января 2014 года по 1 мая 2016 население забрало с депозитов 16,3 миллиарда долларов. Сумасшедшую, с моей точки зрения, сумму. Будут рассматриваться с МВФ и вопросы общего кредитования, денежной массы и т. д. Может появиться и что-то новое, какие-то новые требования, которые сейчас предугадать сложно.
— Может ли МВФ выдвинуть требования, болезненные или трудновыполнимые для Украины?
— Фонд их уже выдвинул. Ведь никто не знает, что делать с пенсионной реформой. Понятно, что пока нет даты, а МВФ жестко требует, чтобы государственная солидарная пенсия была только на уровне минимальной. По поводу всего остального — хотят запустить так называемый второй накопительный уровень пенсионного страхования, то, о чем говорил Розенко. Но как это осуществить, честно говоря, никто пока не знает. Есть и еще один болезненный вопрос. МВФ очень часто требует ликвидировать НАК — «Нафтогаз» и ввести конкуренцию на газовом рынке. Скажем так, у нас никто этого не хочет.
— Почему?
— Ведь это — «кормушка». Власть всегда зарабатывала на «Нафтогазе», это еще со времен Кучмы пошло. «Нафтогаз» был основным источником получения денег для любой власти. Естественно, никто «кормушку» уничтожать не хочет. Если на газовом рынке появится конкуренция, не будет таких невероятных «откатов», таких тарифов, а это им неинтересно.
— ВР для продолжения сотрудничества Украины с МВФ должна принять еще 41 законопроект, о чем сообщил Степан Кубив. Почему опять необходимо такое множество законов?
— В меморандуме с МВФ есть так называемые «маячки», а есть приоритетные цели. «Маячки» — это чистые золотовалютные резервы и так далее. Но много «законов МВФ» носит специфический характер. Я говорю, в первую очередь, о рынке газа, создании условий по отбору и лицензированию, к примеру. Если эти вопросы «раздробить», будет очень много законов. Еще по старому меморандуму с 1 октября 2015 года НАК — «Нафтогаз» должны были ликвидировать. Но — никак не получается. Думаю, что даже если сейчас это пропишут, все равно не осуществят. Однако есть очень много «сырых», спорных законов. А ряд из них очень не нравится нашим олигархам — документов, открывающих рынок Украины для зарубежных партнеров и ущемляющих интересы крупнейшего украинского бизнеса. Это связано и с аграрным бизнесом, и с движением товаров. Думаю, на это не пойдут. Их просто заблокируют.