Алена Потаева
06:00 25/06/2014

А. Омельченко: «Киев находится сейчас в глубокой финансовой пропасти»

Киев за последние годы превратился в руины, благодаря «чуткому руководству» людей, которых назначали на улице Банковая. Каждому Президенту нужна была подконтрольная столица, которую накануне выборов покупали то гречкой, то новой станцией метро, то концертом для «любимых бабушек». В реальности же на фоне бравурных отчетов город растаскивали по кускам. Сегодня Киев избрал новую команду и новый состав Киевсовета. О реальном состоянии столицы и о перспективах ее развития корреспондент ГолосUA пообщалась с экс-мэром Киева, депутатом Киевсовета Александром Омельченко.
— Александр Александрович, как вы оцениваете состояние Киева после правления Леонида Черновецкого и Александра Попова?
— В каждом деле, в каждой отрасли народного хозяйства должны работать профессионалы. Недаром в народе говорят: «Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник». Черновецкий пришел к власти полу легитимно: за пайки и взятки. В итоге народ купился – народ расплатился. Власть так называемой «молодой команды Черновецкого» ограбила Киев и киевлян на сумму около 100 миллиардов гривен. Это однозначно. Бюджет 7 лет не выполнялся, развитие города как столицы не осуществлялось, важные стройки были заморожены. Город находится в состоянии разрухи.
Когда в 2010-м году разъединили в угоду Черновецкому и Попову две должности в городе Киеве (речь идет о должностях мэра и председателя КГГА – прим. Авт.), Попов был назначен, но не избран киевлянами. Он не имел реальной власти и доверия киевлян – он был назначен Банковой. Из-за нелегитимного в течение двух лет Киевсовета, который возглавляла секретарь Галина Герега, город фактически «плыл», куда ветер дует, куда волна несет от берега до берега. Такое вот было состояние в течение 8-и лет.
Поэтому, с моей точки зрения, город Киев сегодня не есть сердцем и душой, не есть разумом и центром, — как столица Украины. Он находится в глубокой финансовой пропасти. /> Три миллиарда гривен – нереальный бюджет по состоянию на 1 июля. Поэтому если новая власть не утвердит экономически и социально грамотный, обоснованный бюджет на второе полугодие, киевляне добра в этом году не увидят. Вырастут тарифы на холодную и горячую воду, электроэнергию, газ, придомовые территории, подорожает проезд в транспорте. Подготовка к зиме будет явно отставать, что в холодный период создаст массу аварийных ситуаций. Я лично жду конкретной деловой динамичной работы новой киевской власти, а не дележа портфелей и манипуляций постоянными комиссиями Киевсовета.
Где исполнительная власть? Ее нет. Председатели райгосадминистраций нелегитимны, нынешний председатель КГГА Владимир Бондаренко подал заявление об отставке. Я сам себя спрашиваю: если 10 председателей районов сидят на чемоданах во главе с председателем исполнительного органа Киевской горгосадминистрации, может ли быть в данной ситуации деловая обстановка?! Не может! Ее и нет.
— Как по вашему мнению: сможет ли новый состав Киевсовета реально решать проблемы города и эффективно управлять столицей?
— Доверие киевлян к Виталию Кличко высказано результатами голосования на уровне 56,61%. Это средний балл, но в данном случае он капитан команды. Капитан есть, но покажите команду: где нападающий, где полузащитники, кто в защите и где вратарь. Капитан есть, но команды я пока не вижу. Если будет сформирована исполнительная команда по политическим соображениям, как были сформированы постоянные комиссии Киевсовета нового созыва, толку не будет. В команде должны работать исключительно профессионалы – каждый на своем месте.
— Одним из первых обещаний Виталия Кличко киевлянам было освобождение центра Киева от палаток митингующих.  Вы после Оранжевой революции в 2005-м столкнулись с подобной проблемой и решили ее успешно…
— В моем понимании любые конфликтные ситуации должны решаться не противостоянием, а конструктивным диалогом. Нужно заходить в каждую палатку и спрашивать: «А почему вы, ребята, здесь? Откуда вы? Кто вы?» В каждой палатке нужно спрашивать у людей, какова их цель пребывания. В каждой палатке нужно вести переговоры. Если люди понимают, что они добились того, чего хотели, тогда каждый должен заниматься построением своего общества. Сегодня ежедневно 10 тысяч водителей в пробках торчат утром и вечером оттого, что закрыта Институтская, закрыт Майдан Незалежности, Крещатик, и люди должны понять, что город нужно освободить. Если же есть вопросы, которые надо решать, то решать их нужно цивилизованно, методом переговоров, конституционно и законно. А проезжая часть – это транспортный критерий, такой же, как подача воды или газа. Как подъехать «скорой» или пожарной машине, а как подъехать специалистам в случае, если произошел взрыв газа?! Нужно объяснять это людям. Но я не знаю, ведется ли такой диалог, проводятся ли встречи, ведутся ли убеждения или же просто пугают людей тем, что их изгонят, а митингующие в свою очередь пугают, что они восстанут. Это не методы.
— Вы упомянули о транспортной проблеме Киева. Мы видели много концепций, реализация же проектов лоскутно осуществлялась только накануне выборов. Как в нынешних условиях можно решать транспортный вопрос, и оправдан ли опыт Москвы и других городов относительно ограничения въезда в центр города на автомобилях?
— Оправдан полностью. Этот опыт использовала и Варшава, и Вена. И мы, наша команда, когда утверждали Генеральный план развития города Киева, как столицы великого государства, предусмотрели с 2000 по 2020 годы развитие столицы по транспортным критериям. Это 162 цивилизованных подземных перехода на всех перекрестках улиц, после чего должны были убрать светофоры. Были предусмотрены 7 въездов в Киев для прибывшего транспорта: под охрану, цивилизованно. Люди, оставив автомобили, пересаживались бы на метро или другие виды транспорта. Следующее: во всем мире есть бесплатный проезд и во всем мире есть платный проезд. Утром на работу – это один тариф, вечером с работы – другой, а выходные дни, когда люди отдыхают, действует совершенно другая система тарифов, регистрации и проезда. Еще один вопрос – перевод Киева на пассажирский транспорт. Это также было заложено в Генплане столицы как временный вариант. То есть, маршрутки, к которым привыкли киевляне, оставались бы, но в перспективе это был бы переход на большегрузные двухъярусные автобусы и троллейбусы. Все это было предусмотрено, но не выполняется. Не выполняется Генплан, не выполняется бюджет столицы, не выполняется программа социального развития. Что такое развитие города как столицы? Это расширение инфраструктуры и грамотная урбанизация. Но сегодня в Киеве нет ни того, ни другого.
— Команда Черновецкого запомнилась столице дерибаном киевских земель. Как, по-вашему, можно предотвратить дальнейший передел Киева?
— Безнаказанность порождает тройную коррупцию и разворовывание. Команда Черновецкого обогатилась миллиардами и покинула Украину со всей свитой. Кто наказан? Никто! Пришла власть Александра Попова. Якобы объявили о том, что все разворовано (напомним, А. Попов пообещал, став председателем КГГА, что он вернет все, что было разворовано прежними чиновниками и что будут наказаны все виновные – Авт.). Но что за три года вернулось в Киев? Ничего! Сейчас новый мэр Виталий Кличко подписал распоряжение, создана комиссия, которая должна сделать глубокий анализ за 8 лет – с 2006 по 2014 годы. Комиссия выяснит, какие были грубейшие нарушения сессий Киевсовета, нарушений закона, бюджета для дальнейшего юридического обоснования. Если есть безнаказанность, если никто не ответил за преступления и экономические махинации, это порождает вседозволенность. Я надеюсь, что спустя 4-5 месяцев, максимум до конца года, нужно дать оценку тому, что произошло и вернуть Киев киевлянам. Сегодня киевляне своего Киева не имеют.
— Киев всегда считался зеленым городом. Однако вначале «зеленые легкие» массово уничтожались, а в последние годы озеленение скорее напоминало декорирование… Особенно если вспомнить многострадальные каштаны Бриоти…
 
— Я знаю, нужно выращивать все свое. При нас в «Киевзеленстрое» были свои собственные теплицы. Мы выращивали саженцы деревьев и цветы. Сегодня все закупается в Голландии, Израиле, Италии. Все это очень дорогое и по климатическим условиям абсолютно нам не подходящее. Закупленные растения не приспособлены к нашей средней полосе и к нашим зимам. Поэтому необходимо восстановить тепличные комплексы «Киевзеленстроя» — это первое обязательное условие. А второе – более тысячи гектаров зеленых зон разовыми изменениями в Генплан на сессиях Черновецкого и Довгого были определены как зоны застройки. Следовательно, нужно ликвидировать все эти решения и четко идти по Генплану до 2020 года. Осталось 5 лет. Одновременно сегодня нужно заняться разработкой проекта развития Киева как минимум на 30-40 лет вперед. Это – стратегия развития, а не та «липа», которую преподнес Александр Попов горожанам, изменив Генеральный план до 2025 года. Это же служебная авантюра!
— Каждый раз новая власть действует по принципу «после нас хоть потоп»! Можно ли разработать некую «дорожную карту» развития Киева, чтобы предотвратить подобный подход и чтобы город действительно развивался вне зависимости от того, кто станет мэром?
— Можно, но для этого власть должна быть наделена не только полномочиями доверия, но, прежде всего, временем. Нынешняя власть города Киева избрана на 18 месяцев. В октябре следующего года вновь горожане будут выбирать новый состав Киевсовета и мэра. Конечно, времени мало и как раз – это тот случай, когда это власть должна иметь профессионалов, а не молодых людей. Да, нужно привлекать молодежь, нужно ей доверять, брать рядом с собой, чтобы она приобретала навыки. Но нынешняя команда, которая пришла на 1,5 года, должна быть командой знатоков, командой профессионалов, командой холериков. Они должны делать ежедневно, ежечасно и потом отчитываться перед горожанами, что осуществлено. Если же что-то не сделано, то почему?! Тогда толк будет…  

Читайте также по теме