А. Паращий: «ЕС не намерен покупать газ на российско-украинской границе, ему выгоден реверс в Украину»

По заявлению министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, для успешного прохождения отопительного сезона в украинских хранилищах не хватает около 4 млрд кубометров газа. Стало очевидным, что реверсные поставки российского газа из Европы наряду с собственной газодобычей Украины не обеспечат в полной мере потребности нашей страны в голубом топливе. И на фоне взаимных исков в Стокгольмский арбитраж, переговоры по газу между Украиной и РФ продолжаются — на 15 октября анонсирован их очередной этап. О том, как найти выход из газового коллапса в Украине, а также о реалиях и перспективах газодобычи в нашей стране, в интервью ГолосUA рассказал директор аналитического департамента компании «Конкорд» Александр Паращий. 

/>

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Александр, по данным Госстата, в январе-июле 2014 года добыча газа в Украине, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросла на 2,5%. Какую долю в целом занимает собственная газодобыча от общих потребностей газа нашей страны?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Самые скромные потребности Украины — 45 млрд кубометров газа в год. Без учета "Черноморнефтегаза", Украина добывает около 20 млрд кубометров. То есть, 25 млрд кубометров газа нужно где-то искать. Правительство обещает, что путем реверса в год мы сможем получить 15 млрд кубометров из Европы. Даже в этом случае возникает вопрос: где найти еще 10 млрд кубометров газа? Не забывайте, что в этом году мы все еще импортировали порядка 8 млрд кубометров газа из России.


color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Сможем ли мы путем реверса импортировать все 25 млрд кубометров газа?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Такого опыта у нас не было. И на фоне отношений с "Газпромом", Венгрия отказалась транспортировать для нас европейский газ. Мощностей Словакии не хватит, чтобы покрыть наш плановый дефицит. Но самое простое решение — забыть о реверсе газа, а договориться с крупными европейскими операторами, чтобы они покупали газ не на украинско-европейской, а на украинско-российской границе. То есть, они могли бы покупать газ и сразу же нам его продавать. 

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Есть ли сейчас переговоры о закупке европейскими операторами газа на украинско-российской границе?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>-Некоторые заявления на этот счет есть. Но очевидно, что это невыгодно ни "Газпрому", ни крупным игрокам европейского рынка, например, Германии. Не секрет, что в этой стране далеко не самые низкие цены на российский газ, Вряд ли они захотят отказаться от этого заработка. Германия не готова потерять такую прибыль. 
color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>Газпром, как монополист, заинтересован в том, чтобы были разные тарифы на газ, в зависимости от политической конъюнктуры. РФ использует газ как инструмент геополитического влияния. Германия — их партнер, ей дали хороший тариф. Но, к сожалению, наши партнеры в Европе принимают эти правила игры и не хотят от них отказываться. Что мешает Польше, Германии, Италии — всем крупным потребителям российского газа — объединиться, включить в этот пул Украину и начать вести переговоры с Россией по единой цене на газ? Это было бы идеальным вариантом и для Европы, и для Украины. Но из-за того, что есть игроки, которые готовы подстраиваться под "Газпром", воз и ныне там. Поэтому нам приходится использовать совершенно ненужные реверсные поставки.

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Получается, у нас не так уж много партнеров на европейском газовом рынке?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Есть игроки, которые переживают за нас, но лишь потому, что Украина может забрать их газ. Есть объекты, желающие на нас заработать. Нельзя сказать, что кто-то поможет нам чисто альтруистически. 
color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>Но их может мотивировать риск. "Нафтогаз" намекал, что Украина может ввести санкции против "Газпрома", запретив транспортировать российский газ в Европу. В таком случае "Газпром" не сможет выполнить свои контракты с европейцами. То есть, это могло бы вынудить всех европейских покупателей прийти в Украину и сказать: ребята, давайте нам трубу, мы будем договариваться с "Газпромом" на новых условиях. Но есть много факторов, не позволяющих пойти на такую дерзкую комбинацию, в том числе — Донбасс.  

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Доля каких компаний — частных или государственных — превышает на рынке газодобычи Украины?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Если мы возьмем 20 млрд кубометров газа, то 18 млрд добывают "Газ Украины" и "Укрнафта" и 2 млрд кубометров — порядка 40 частных компаний, но все они довольно мелкие. 

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— С учетом поднятия налогов на газодобычу в Украине, начался ли отток инвестиций из украинского газового рынка? 

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Скорее, есть не отток, а отсутствие притока. Например, я продал газ по 400 долларов, заплатил все налоги и у меня осталось 200 долларов. У меня есть 2 варианта: либо я их кладу себе в карман, либо я их вкладываю обратно в дело, чтобы получить прибыль не 200 долларов, а больше. Но если налоги выросли настолько, что у меня остается не 200, а 20 долларов, я не смогу их инвестировать. А завтра налог может еще подняться. В связи с повышением налоговой ставки в Украине, газодобывающие компании откладывают свои инвестиционные программы. А что это значит в газовом секторе? После достижения пика, добыча газа в скважине падает приблизительно на 15% в год. То есть, если ты не построил новую скважину, ежегодно твоя прибыль будет уменьшаться на 15%. Более того, если вводишь новую скважину, существует 45% скидка на налог.

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>Но бурение новых скважин — только один из аспектов капиталовложений. Например, в скважине есть несколько пластов. Переход из одного пласта на другой также требует капитальных инвестиций. Получается, компании деньги вкладывают, но все равно облагаются высоким налогом. Это значит, что компании не будут инвестировать в уже готовые скважины. Так, стоимость скважины — от 2 до 10 млн долларов, в зависимости от условий. И здесь существует большой риск, так как только половина скважин — удачные. Если что-то пошло не так, инвестиции просто списываются. А тот, кто инвестирует при высоких рисках, хочет иметь и большую прибыль. Это как в казино — рискуют, чтобы получить много денег.

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Запасы газа в Украине позволяют получить большую прибыль?

color="#222222">
face="arial, sans-serif">
>— Газ в Украине есть. И если ставка налога на газодобычу вернется в нормальное русло — хотя бы в пределах 28%, а не 55%, тогда да, вполне вероятно, прибыль будет ожидаемой.

Читайте также по теме