А. Павловский: «Частные страховые компании хотят дорваться до наших пенсионных денег и покрутить их»

Власти запланировали очередную пенсионную реформу. Инновации связаны с повышением пенсионного возраста до 72 лет. О такой неизбежности заявила глава комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики Галина Третьякова. Согласно прогнозам экспертов, с каждым годом все больше украинцев будут получать минимальную пенсию. Людей не на шутку взбудоражил скандал, связанный с инициативой все той же Третьяковой о полной ликвидации Пенсионного фонда. ПФУ вскоре исчезнет, а его функции передадут другим ведомствам — частным страховым компаниям. О том, какие новшества задумали власть предержащие под видом пенсионной реформы и почему эти законопроекты являются лоббистскими, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по социальным реформам Андрей Павловский.

— Андрей, в чем будут заключаться дальнейшие шаги по пенсионной реформе в Украине?

— Есть официальные заявления руководства Министерства социальной политики и пани Галины Третьяковой, которая возглавляет парламентский комитет социальной политики, о том, что будет продолжена так называемая пенсионная реформа. Продолжение ее они видят в первую очередь в повышении пенсионного возраста и сокращении количества тех, кто претендует на получение пенсии. Таким образом, якобы произойдет уменьшение дефицита Пенсионного фонда. Отсюда берутся эти разговоры о том, что правительству представляется, что украинские пенсионеры очень долго, очень много живут после назначения им пенсии. Завели даже такой официальный термин — сверхбольшой «возраст дожития». При этом Третьякова сравнивает такие несопоставимые вещи, как, например, продолжительность жизни и выход на пенсию людей в Украине и в Японии.

— Как можно сравнивать несопоставимые вещи?

— Эти вещи действительно нельзя уравнивать. Это значит сравнивать несравнимое. Как можно сравнивать японский уровень развития экономики с украинским уровнем, а также сравнивать благосостояние граждан этой страны и ее высокий уровень медицины – это всё то, чего у нас нет. Действительно, в Японии продолжительность жизни и мужчин, и женщин – более 80 лет.

— Какая средняя продолжительность жизни в Украине?

— В Украине продолжительность жизни мужчин – 64 года. Если повысить пенсионный возраст, как предлагает пани Третьякова, до 72 лет, то это означает, что большинство мужчин в Украине просто не будет доживать до пенсионного возраста, они будут работать до смерти, а женщины, если в 72 года выйдут на пенсию, несколько лет будут иметь счастье пожить на пенсии.

Сейчас официальный возраст дожития в Украине, как говорят они, больше 10 лет. Человек в 60 лет выходит на пенсию. Тот, кто доживает до пенсии, у него есть вероятность лет 10 пожить на пенсии. Это не нравится Галине Третьяковой. Она, наверное, считает, что украинец должен год или два пожить на пенсии, потому что большие расходы Пенсионного фонда, говорит Третьякова, это, мол, большая нагрузка на Пенсионный фонд, поэтому она готовит соответствующие реформы.

— О каких реформах идет речь?

— Это законопроект о повышении пенсионного возраста до 72 лет. Это законопроект о внедрении второго уровня пенсионного обеспечения – так называемой пенсионной накопительной системы. Когда тот же Международный валютный фонд говорит, что делать это во время войны и экономического кризиса нецелесообразно. Если высокий уровень инфляции в стране, то эта накопительная система превратится просто в одну большую финансовую пирамиду. Мы уже переживали эти трасты, пирамиды и т.д. По большому счету, основный вывод, который сделает более-менее вменяемый экономист, что все эти социальные реформы – и в первую очередь пенсионная реформа – не будут эффективными, если нет развития экономики.

Если экономика не развивается, падает, то что бы вы ни делали, какие бы самые прогрессивные пенсионные реформы не принимали, толку не будет, поскольку отчисления в любой пенсионный фонд – накопительный, частный, государственный – идут с заработной платы. А если заработная плата у гражданина не увеличивается или, вообще, у него задолженность по зарплате, то откуда взяться этим деньгам, чтобы развивать пенсионную систему? К сожалению, у наших чиновников, в том числе у Третьяковой, такого понимания нет. Она сама пришла из частного страхового бизнеса, возглавляла ассоциацию частного страхования (ассоциация «Украинская федерация страхования», — Авт.). Поэтому этот закон чисто лоббистский.

— В интересах приватных страховых компаний?

— Разумеется, Третьякова лоббирует интересы частных страховых компаний. Они хотят дорваться до наших пенсионных денег и еще их покрутить. Фактически у нее так прописан закон, чтобы отдать в управление частным страховым компаниям деньги украинских пенсионеров. Но эта дополнительная нагрузка на заработную плату. У нас сейчас солидарная пенсионная система остается, ее никто не отменяет. То есть, остается 22% единого социального взноса, который в большинстве своем идет в Пенсионный фонд. Но к этим 22% нужно добавить 3% — в накопительный пенсионный фонд. У каждого из нас будут забирать не 22% зарплату, а 25% — четверть заработной платы будет идти на так называемое пенсионное страхование. Это называется решить проблемы Пенсионного фонда за счет самих пенсионеров, за счет уменьшения их количества — чисто механически хотят решить этот вопрос. Не за счет того, чтобы изменить приоритеты и развивать реальный сектор экономики, чтобы там появлялись рабочие места, были больше зарплаты и т.д., они просто идут механическим путем – повышая пенсионный возраст и уменьшая количество пенсионеров, ущемляя их права и т.д.

 

Читайте также по теме