Предвыборные обещания нынешних кандидатов в президенты Украины, увы, не пестрят обещаниями повысить зарплаты и пенсии, снизить непосильное тарифное давление и хотя бы мало-мальски обеспечить социальное благополучие граждан. В общем, «денег нет, но вы держитесь», как говаривал небезызвестный политический деятель. Правда, некоторые кандидаты создают завышенные социальные ожидания избирателей, о неоправданности которых уже предупредил действующий Президент. О том, почему после Революции Достоинства в Украине нет достойных зарплат и пенсий, а есть только драконовские тарифы, и как остановить этот циничный замкнутый круг, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский.
— Андрей, как долго украинцев будут давить тарифами?
— У людей уже кончается терпение, украинцы начинают бастовать. Так, недавно люди выразили свой протест против высоких тарифов у здания ЦИК. Пенсионеры жаловались на катастрофически низкие пенсии. Профсоюзы образования и профсоюзы научных работников на днях устроили акции протеста из-за крайне низких заработных плат, социальных показателей, которые касаются их отраслей.
— Как остановить этот тарифный беспредел, когда нивелируются социальные стандарты и людей просто бросают на выживание?
— Если говорить в стратегическом плане, то правительству надо пересмотреть приоритеты развития Украины. Мы все уже сейчас поняли и даже соцопросы об этом говорят, что 80% рядовых украинцев считают, что Украина двигается в неправильном направлении. Это вектор движения Украины нужно изменить. Тогда изменится и ценовая, и тарифная политика. Мы понимаем, что все социальные вопросы являются производными от экономических вопросов. Если изменим экономические вопросы и правительство будет уделять больше внимания созданию новых рабочих мест, привлечению новых технологий, чтобы люди получали боле современную, более достойную заработную плату, тогда просто в силу этого и социальные вопросы, и вопросы оплаты жилья, естественным образом, без субсидий, будут решены. То есть, если человек работает, то он в идеале, в общем-то, не должен получать никакой социальной помощи от государства. Человеку достаточно будет своей зарплаты. Например, в странах Запада так оно и есть.
— Какая социальная помощь населению есть в странах Евросоюза?
— На Западе есть такой вид социальной помощи подобный нашим субсидиям. Но работающим людям в европейских странах достаточно зарплаты для оплаты коммунальных услуг. Там больше маргинальные, обездоленные слои населения получают помощь от государства, их там не больше 5-7%, а в Украине каждая вторая семья – 50% домохозяйств – получает субсидии. Вот это и есть показатель.
— В нынешней избирательной кампании кандидаты не предлагают своему электорату какие-то социальные блага…
— Безусловно. Обратите внимание, что они поднимают темы, которые совсем никак не связаны ни с экономическими, ни с социальными проблемами. Они сегодня уходят в культурно-духовные вопросы. Выходит так, что они «идут» в религиозные, языковые вопросы, которые вызывают эмоции, чтобы люди отвлекались и не думали, от чего действительно зависит их жизнь. У нас была Революция Достоинства, но все признают, что достойных зарплат и пенсий в стране нет. Если человек бедный, нищий, то о каком достоинстве может идти речь. Так вот, чтобы люди этом не думали, при этом власть отчитаться об улучшении экономической и социальной ситуации в Украине практически не может, они переходят на такие культурно-духовные вопросы, чтобы отвлечь наше внимание и чтобы мы эмоционально на это реагировали и не оставалось времени подумать о проблемах с нашим семейным бюджетом.
— Доводить население богатейшей страны до нищенского состояния – это просто позор…
— Все это делается не просто так. В мире есть конкуренция, в том числе между государствами. А Украина на мировых, особенно на технологических рынках, как конкурент никому не нужна. Украина нужна как сырьевой придаток, чтобы отсюда можно было необработанное сырье вывозить, а население нужно для того, чтобы оно добывало сырье и обслуживало все это.
— На фоне нищающего населения радуется своим миллионным премиям «Нафтогаз». Тимошенко недавно заявила о необходимости его ликвидации как ненужного посредника…
— Да. Ликвидация «Нафтогаза» — это просто выполнение международных обязательств Украины. У нас почему-то забывают, что в середине 2000-х годов правительством Юлии Тимошенко был подписан Третий европейский энергопакет, которым предусматривалась ликвидация монополий в сфере добычи, поставки и транспортировки газа. Отдельно должна быть компания, которая добывает газ, отдельно компания, которая транспортирует его, и отдельно компания, которая газ реализует промышленным предприятиям и населению. Лишним посредником в такой структуре является «Нафтогаз», который сам ничего не добывает, не транспортирует, не продает, а просто собирает сливки. Такое паразитарное образование никому не нужно. Для начала «Нафтогаз» хотя бы нужно было разделить на три такие независимые структуры, если мы хотим постепенно идти от монополий. Для начала нужно выполнить наши международные обязательства – тот же Третий европейский энергопакет, который не предусматривает существование «Нафтогаза» как такового. Это будет в рамках нашей европейской интеграции. И для экономики – чем меньше монополий, тем лучше. Что сейчас происходит? «Нафтогаз» отчитывается о десятках миллионов своей прибыли. В то же время он задолжал «Укртрансгазу» в прошлом году 24 млрд грн – компании, которая транспортирует газ и содержит газотранспортные сети. То есть, свои прибыли «Нафтогаз» получает за счет того, что не рассчитываются с «Укргаздобычей» и с «Укратрансгазом». А в это время украинцев держать на завышенных тарифах на газ.