Марина Иванова
08:00 19/01/2017

А. Павловский: «С приходом администрации Трампа МВФ может выдвинуть Украине новые «маяки»

МВФ обнародовал новую версию меморандума о сотрудничестве с Украиной, предусматривающую 12 структурных маяков, из которых семь являются новыми. В частности, правительство должно монетизировать субсидии, повысить пенсионный возраст до 63 лет, провести земельную реформу. А также — выбрать международную компанию с хорошей деловой репутацией для проведения аудита ПриватБанка. Кроме этого, государство должно ввести единый реестр получателей социальных выплат. От Украины ожидают и создания законодательного поля для работы антикоррупционных судов. О том, пойдет ли правительство на выполнение всех требований МВФ для получения кредита, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта по вопросам социальной политики Андрея Павловского.

— Андрей Михайлович, как модно оценить новые требования МВФ?

Хочу подчеркнуть, что эти обязательства наше правительство готово взять на себя, чтобы получить очередной транш МВФ. И по ним мы видим, насколько далеко в антисоциальном плане оно готово зайти. Это — и так называемая пенсионная реформа. Благодаря «добрым людям» есть утечка информации из Минфина, можно почитать тексты меморандумов. И увидеть, что МВФ под видом пенсионной реформы предлагает максимально сократить количество людей, которые имеют право претендовать на пенсию. Предполагается резко уменьшить дефицит бюджета Пенсионного фонда. Это — серьезная проблема, катастрофический дефицит, в этом году — 142 миллиарда гривен.

— Каким образом эту проблему собираются решать?

— Правительство не придумало ничего лучше, чем сократить его за счет самих пенсионеров или тех, кто скоро будет претендовать на пенсионные выплаты. Результат — повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и мужчин. А также резкое повышение страхового стажа для получения пенсии, с 15 до 35 лет. Это же больше, чем вдвое! А откуда, например, людям из сельской местности где взять эти годы? Ничего лучше министр соцполитики Рева не придумал, как предложить докупать недостающие годы стажа. Он даже расценки назвал, это будет стоить 130 тысяч гривен. Вопрос — где людям взять эти деньги?

— Довольно циничное предложение…

— Знаете, по принципу: «все покупается и продается».

— Наряду с этим, ведется много разговоров о накопительной пенсионной системе…

— Существует обращение МВФ к руководителям Украины, чтобы до выхода из экономического кризиса, стабилизации ситуации воздержаться от введения накопительной пенсионной системы. Есть большие риски, что она со временем превратиться в финансовую пирамиду. Опыт других восточно-европейских стран показывает, что ее можно вводить только, когда экономика на подъеме и бурно развивается. Доходность накопительных счетов должна быть хотя бы на 2% больше, чем годовая инфляция.

Сейчас людям моложе 35 лет платить 2-7% от зарплаты, чтобы накопить на пенсию. Но, в нашей ситуации, человек может прийти за своими деньгами, а ему скажут, что их «съела» инфляция. В этом плане со специалистами МВФ можно согласиться.

Тем более, что опыт, например, Венгрии, свидетельствует: при введении накопительной системы из-за высоких запросов управляющих компаний пришлось перераспределять деньги из солидарной системы, и от этого отказались. Сейчас по тому же пути идет Польша, резко сократившая траты на содержание и администрирование накопительной системы. Подобный опыт есть и у России: там тоже пытались ввести накопительную систему, но когда несколько лет поработали, поняли, что она пока экономически неэффективна. У нас, в ситуации войны, экономического кризиса это будет просто афера, люди потеряют свои деньги.

— Почему МВФ настаивает на земельной реформе?

— МВФ работает с разными странами на разных условиях. Но все зависит от искусства наших переговорщиков: они должны нашим партнерам из МВФ пояснить, что есть определенная черта, принципиальные вещи, через которые мы не можем в нынешних условиях переступать. Этого нельзя делать, потому что произойдет социальный взрыв.

Есть опросы, которые говорят, что почти 90% населения — против повышения пенсионного возраста. И приблизительно такой же процент людей — против свободной продажи земли. В нынешних условиях это может привести к тому, что большие корпорации, латифундисты (как наши украинские, так и иностранные) просто скупят землю за бесценок. И это приведет к полному разорению малых семейных ферм. Есть реальная угроза, что мы не будем контролировать свою землю, она станет принадлежать иностранцам. Ведь под обработку земли дают так называемые «связанные» кредиты, с условием права выкупа. В результате мы можем потерять целые области, если крупные агрохолдинги будут скупать землю.

Поэтому власти, конечно, не терпится поскорее легализовать продажу земли. Они тут же ее окончательно переоформят на себя. Тысячи селян останутся без работы. Будет латиноамериканский вариант, когда есть огромные латифундии, 50% земли не обрабатывается, потому что она в банковском залоге, как предмет спекуляции. А вокруг нее бродят тысячи голодных крестьян. Это может приводить к голодным бунтам, которые еще недавно наблюдались, например, в Аргентине.

— Среди требований МВФ есть и создание антикоррупционных судов…

— У нас все время говорят о борьбе с коррупцией. Но как будут работать антикорупционные суды, так никто и не объяснил. Боюсь, что мы расплодим очередные антикоррупционные органы. При каждом министерстве уже сейчас есть отдельное антикорупционное бюро, еще что-то. На эти структуры «выедают» из бюджета миллиарды, а результата от их деятельности нет. Ну, поймают какого-то сельского голову… Больше, чем ловить мелких чиновников — на это у них смелости не хватает. Или — нет команды сверху. Это «условно-независимые» органы, которые все равно ориентируются на действующую власть. Ведь мы не видим, чтобы кого-то из ее представителей привлекли за явную коррупцию.

— На какие еще антисоциальные шаги может пойти правительство?

— Идут разговоры, чтобы с 1 ликвидировать упрощенную систему налогообложения, которое на практике приведет к полной ликвидации мелкого и среднего бизнеса, частных предпринимателей. И сейчас мы уже видим начало этой войны: только за новогодние праздники было закрыто 130 тысяч ФОПов. По прогнозам экспертов, до конца января их число достигнет 300 тысяч. То есть, мелких предпринимателей убивают, как класс.

Это похоже на уничтожение конкурентов, ведь как-никак, а малый бизнес был конкурентом большому капиталу. Поэтому с рынка убирают тех, кто мешает монопольно работать. К этому все идет.

— Эксперты говорят, что аудит ПриватБанка будет фейковым. Это правда?

— Может быть. Национализировали самый большой банк в стране, произошел, фактически, «договорняк» между Коломойским и Президентом, сначала давали рефинансирование из госбюджета, которое ПриватБанк не вернул. Наделали долгов почти на 5 миллиардов долларов, и теперь частный долг перевесили на государство. Красивая схема — продать частные долги государству! А теперь собираются прикрыть это все якобы аудитом.

— Почему требования МВФ выглядят такими, которые не могут исправить ситуацию в экономике?

— Еще раз напомню, что МВФ не выдвигает требований. Это — обязательства, которые готово взять на себя наше правительство ради этих денег. Ведь ничего другого, чтобы сократить «дыру» в Пенсионном фонде, в Кабмине не придумали, кроме сокращения количества людей, которые могут претендовать на пенсию. Для правительства хорошо: человек доработает до пенсии, а сразу после выхода на нее умрет. Таким образом, «экономически» эту проблему решили, если говорить цинично. Поэтому и придумывают такие реформы.

С другой стороны, нужно понимать, что МВФ — это финансово-политический рычаг, механизм продвижения интересов США в мире. Может быть, с приходом новой администрации Трампа МВФ выдвинет новые «маяки», решив, что у Украины есть другие более важные проблемы. Поэтому ожидать получения этого транша МВФ, ради которого правительство готово пойти на антисоциальные меры, в ближайшие месяцы не стоит. Нужно время, чтобы администрация Трампа заняла свои должности, вникла в курс дел. Пока до нас дойдет, можно будет говорить и о новых «маяках». 

Читайте также по теме