В Киеве на территории бывшего завода «Радикал» в Днепровском районе опасно находиться: на глубине около 20 метров находятся остатки ртути в объеме 200 тонн. Сейчас на этой территории продают продукты и строят жилые дома. Эту проблему обсудили депутаты Киевсовета, Верховной Рады Украины, общественники и ученые во время круглого стола в феврале 2020 года. По итогам круглого стола планируют создать в Раде Временную следственную комиссию. ВСК должна будет найти виновных в том, что территорию бывшего завода распродали по частям и подвергли тем самым десятки тысяч киевлян большой опасности. О проблеме стало известно благодаря усилиям предпринимателя, который ощутил симптомы химического отравления и теперь является потерпевшим в одном из уголовных производств. О ситуации с отравленной ртутью землей под бывшим заводом «Радикал» в интервью ГолосUA сообщил предприниматель Александр Пилкин.
— Александр, как вы узнали, что получили химическое отравление и как вам удалось убедить депутатов Киевсовета и ВРУ провести по этой теме круглый стол?
— Я возглавляю благотворительный фонд. Когда мы переехали в этом помещение, нас все устраивало, все было замечательно, но там был какой-то странный запах. Поработав два-три дня, стало ясно, что у всех наших работников возникли болезненные симптомы – ломило шею, было ужасное общее самочувствие, а я на третий день работы в этом помещении еле доехал домой на машине…
После этого я начал углубленно заниматься этим вопросом: вбил в Google «ВАТ Радикал» и увидел всю информацию по объекту. Там были тексты, описания, документы, видео. Я собрал весь пакет документов и для подтверждения некоторых фактов направил эти данные в санстанцию.
Сначала я пообщался с начальником санстанции по этой теме, он плечами пожал: мол, не знаю, о чем речь идет. А после, как я провел с ним разговор немного в другом тоне, он привел сотрудницу, которая изучала экологическую ситуацию на территории завода «Радикал» на протяжении 20 лет. Она принесла пачку документов в подтверждение того, что экологическая ситуация на ОАО «Радикал» катастрофическая.
Помимо ртути, там находится еще десяток очень опасных химических веществ. ОАО «Радикал» входило в состав Министерства обороны Советского Союза. И какие там химические элементы разрабатывались – мы можем только догадываться. И на видео, где показали момент демеркуризации, там люди по пояс ходили в этих растворах в специальных костюмах. Из пола выходил источник с химическими веществами.
Это громадный комплекс стратегического значения, он был градообразующим. Практически Дарница и соседние районы Киева – это люди, которые работали на этих предприятиях. И эти люди владеют информацией о том, насколько опасен этот объект и его территории. Во время круглого стола в феврале 2020 года сотрудник завода рассказал, что люди работали максимум 8 лет на «Радикале», а потом уходили на пенсию, за что получали надбавки и льготы.
Что мы имеем на данный момент: ситуация очень печальная, так как ОАО «Радикал» развалили еще в 1992 году, и в течение 10 лет завод просто пилили – вывозили по частям на металлолом. Это делали люди, которые не знали, какую опасность несет в себе химия. Они просто-напросто наживались на этом. Какие деньги на этом были заработаны – остается только догадываться. Известно только, что на данный момент такие предприниматели, как, например, Гереги, построили первый «Эпицентр» на территории завода «Радикал». Вся продукция, которая продавалась на территории бывшего ОАО «Радикал», может быть пропитана химическими веществами, которые находятся на этой территории. И, естественно, так как там цена на землю, магазины, здания всегда была дешевле (в сравнении с ценами в других районах Киева, – Авт.), поэтому там очень выгодно арендовать склады и организовывать бизнес.
Мы еще будем обращаться с этим вопросом в правоохранительные органы, потому что руководство предприятий, которое организовало на этой территории бизнес и наняло людей на работу, несет уголовную ответственность. Нанимая людей на работу, они подвергают их жизнь и здоровье опасности – от отравления на территории бывшего завода «Радикал» можно умереть.
Что усугубляется еще тем, что медицинские учреждения слышали о заводе «Радикал», но они просто не обращают внимания на отравление тяжелыми металлами. И ни санстанция, ни те организации, которые контролируют качество продуктов на рынках Киева, на ситуацию не реагировали. Я делал запросы в эти организации, и они не делают анализ на содержание тяжелых химических веществ 1 класса опасности. Хотя они должны на этом делать акцент.
На территории бывшего завода «Радикал» находятся предприятия-арендаторы. Люди, которые арендуют эти помещения, подвергают опасности людей, которые покупают эту продукцию. О масштабе катастрофы мы можем только догадываться. Думаю, коронавирус просто рядом не стоял по степени опасности.
— Проводились ли экспертизы, которые подтверждают факт загрязнения химическими элементами, в частности, ртутью, территории бывшего завода «Радикал»?
— Экспертиз достаточно. Уже есть факт признания бывшего завода «Радикал» и того цеха, где есть ртуть, объектом со статусом особенно опасного объекта химической промышленности. А если учесть, что территория завода «Радикал» — 70 гектаров, то это очень большой масштаб. И то количество людей, которые там работали, получили отравление, и сколько людей отравились и, может быть, погибли из-за отравления, мы можем только догадываться — конкретной цифры нет. На все мои запросы в разные государственные учреждения, мы получаем отписки. Например, мы делали запрос в Департамент здравоохранения КГГА и там ответили: мы статистику не ведем, у нас нет информации.
— Вас арендодатели предупреждали о том, что в этих помещениях опасно находиться?
— Это договор аренды помещения на территории бывшего завода «Радикал». Тут есть пункт с таким текстом «Данным договором предусмотрено, что арендатор предупрежден арендодателем об особенных свойствах и недостатках объекта аренды, о которых ему известно и которые могут быть опасными для жизни, здоровья сотрудников арендатора».
Люди, которые сдавали в аренду, прекрасно знали, какие здания сдают в аренду. Но мы, арендаторы, не знали. Я сразу не обратил внимания на этот пункт – мало ли какие могут быть «недостатки» в старом здании. Об опасности, связанной с химией, мы не знали. Но я думаю, этот пункт договора следует воспринимать как доказательство того, что объект опасен.
— Вы обращались за помощью к властям? Что из этого вышло?
— Собрав информацию о состоянии объекта, экспертизы, мы обратились к депутату Киевсовета Алексею Новикову. Он провел заседания временной комиссии при Киевсовете – там присутствовали представители Общественного совета при КГГА Шевченко, Малеваный.
Но реакции по итогам заседания комиссии на ситуацию – ноль! Никто ничего не сделал: единственное, перевели Новикова в другую комиссию.
А в Нацполиции нам ответили, что Генпрокуратура собрала документы по открытому уголовному производству и все документы находятся в ГПУ. В феврале мои юристы узнали, что сначала расследовать это дело должны были в Главном управлении Нацполиции, но теперь дело направили в Деснянский район. А в Главном управлении Нацполиции даже не регистрировали мое обращение.
Но у меня еще есть документы, подтверждающие, что в Департаменте градостроения КГГА выдавали разрешения на строительство на территории бывшего завода «Радикал».
— Александр, вы показывали мне документы и там есть подпись ныне бывшего главного архитектора Киева Целовальника… Он был в курсе того, что происходит на территории бывшего завода «Радикал»?
— Да, он имел отношение к строительству там. Сейчас там уже стоят новые жилые дома, два дома сдали в эксплуатацию, и они заселены людьми. Но жить там опасно. Это все равно, что прийти на химический завод. Без специальной одежды вас туда не пустят – минимум, в респираторе, в каске.
Важно, что территория бывшего завода «Радикал» сейчас, в 2020 году, считается бесхозной – у нее нет владельца, никому ничего не принадлежит, крайних не найти, а землю распродали по кускам. Хотя по закону делать этого было нельзя – такие объекты продаются только целиком как целостный имущественный комплекс.
Продавая эту территорию, чиновники и частные лица, причастные к этому, нарушили массу норм закона – и по экологии, и Уголовный кодекс. На этом кто-то просто-напросто зарабатывал, продавая участки и сдавая в аренду. В уголовном производстве, в котором я являюсь потерпевшим, есть список предприятий, которые скупили там землю.
— Александр, какова ситуация с загрязнением земли химическими элементами на бывшем заводе «Радикал»? Там ведутся какие-то работы по очистке грунта?
— Я знаю, что около 200 тонн ртути проникли в грунт на 20 метров. Это «плавающее» пятно ртути, в почве оно расползается, может проникнуть в грунтовые воды. Я знаю, что при обследовании завода и демеркуризации надо обратить внимание на шлаконакопители: остатки химического производства хранились там, а уже после развала Советского Союза эти химические остатки просто сливали в грунт.
Но последняя экологическая экспертиза на этой территории проводилась в 1992 году. И на сегодня в Украине, как мне известно, нет технологий для обеззараживания или извлечения ртути из грунта.