Социологи настороженно замечают, что последние два года желающих уехать из Украины становится все больше и больше. Покинуть страну готов каждый пятый украинец. Мы, наряду с Сирией, Эритреей, Ираком, Сомали и Нигером, вошли в шестерку государств, откуда чаще всего поступают просьбы об убежище в ЕС. Из страны бежит экономически активная часть населения. Это работоспособная, образованная молодежь — опора государства, без которой Украина вряд ли выберется из кризиса. Данные за прошлый год говорят о том, что нашу страну накрыла новая волна эмиграции. На сегодняшний день за рубежом работают около пяти миллионов украинцев — в одной только Польше наших граждан насчитывается до миллиона. О масштабах и причинах новой волны эмиграции ГолосUA рассказал доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников.
— Алексей Витальевич, сопоставимы ли масштабы нынешней новой волны эмиграции в стране с девяностыми годами, когда Украина превратилась в вокзал для отъезжающих за рубеж граждан?
— Действительно, сейчас другое качество эмиграции – уезжает молодежь, и молодежь не видит свое будущее в Украине. К сожалению, эта ситуация сложилась не потому, что у нас в стране что-то объективно плохое, а это – действия власти. Эта власть очень жестко отвернулась от своих граждан. Это власть, для которой граждане – просто мешающие ей управлять государством. Это более чем ненормально. К сожалению, все, что у нас сейчас происходит, — это результаты деятельности властей, а не какие-то объективные причины – например, трансформации, как это было в 1990-х, либо какие-то иные вещи.
— Бегущие от бедности украинцы не особенно выбирают сферу применения…
— Это опять же реакция людей на власть в государстве. Это реакция на ту ситуацию, виновником которой является власть. К сожалению, квалифицированные граждане, которые получили у нас высшее образование, работают разнорабочими в той же Польше или в других европейских странах. Это что? Это пик ненормальности, это пик той оценки, которую мы должны ставить нынешней власти. Поэтому, если власть не способна воспрепятствовать и не способна предотвратить такую ситуацию, значит, нужно менять власть.
— Можно ли предотвратить этот поток эмиграции, существуют ли «рецепты возвращения» наших сограждан на родину?
— Нам нужно поменять модель развития. К сожалению, у нас доминирует так называемая неолиберальная социально-экономическая модель, которая навязывается Украине Международным валютным фондом и другими международными организациями. Реально наше государство минимизировало свое влияние на социальную сферу, оно ушло, оно минимизировало свое влияние вообще везде. В настоящее время у нас доминирует дикий рынок, у нас доминирует нездоровая конкуренция, с каждым днем увеличивается расслоение общества. Все эти пороки так называемой неолиберальной модели развития, к сожалению, возросли, они усилились в 2014 -2016 годах.
— Представляет ли Украина, как страна потенциальной миграционной опасности, угрозу странам ЕС?
— Нет. Никакой угрозы для ЕС нет, поскольку официально эмиграцию Евросоюз пресекает. Скорее всего, появятся какие-то нелегальные мигранты, но они есть и сейчас. Уверен, что, с точки зрения борьбы с нелегальными мигрантами из Украины, ЕС в отношении нашей страны примет соответствующие меры. То, что у нас затормозился безвизовый режим, — это одна из реакций на то, что у нас сейчас происходит в сфере эмиграции сейчас. Это одно из опасений стран ЕС на то, что может произойти в случае введения безвизового режима с Украиной. Но, в принципе, у ЕС достаточно рычагов и механизмов для того, чтобы предотвратить неконтролируемую эмиграцию из Украины. Безвизовый режим Украины с ЕС потому и откладывают, что существует угроза того, что отмена виз будет использована в качестве канала эмиграции наших граждан, желающих покинуть страну.