По данным Государственного комитета статистики, задолженность украинцев за услуги ЖКХ уже превысила 80 миллиардов гривен. Почему возникла такая гигантская сумма, кто виноват в этом и стоит ли ожидать уменьшения задолженности ГолосUA поинтересовался у заслуженного экономиста Украины Алексея Плотникова.
— Алексей, в чем причина такого глобального роста долгов за услуги ЖКХ у украинцев?
— Причины тут просты и банальны. В первую очередь это несоизмеримость средних доходов широких слоев населения к уровню тарифов. Если в развитых странах формирование тарифов формируется на принципе, чтобы большинство могло платить, то у нас такого принципа нет и у нас «крутят» насколько можно, то есть максимально увеличивают тарифы и что будет потом – никто не знает.
— Что вы можете сказать о сумме задолженности, которая уже превысила 80 миллиардов гривен?
— На данный момент неуплата долгов за ЖКХ уже превысила 83 миллиарда гривен и что будет дальше сказать сложно, потому что списать долги нереально и в этом случае все вообще перестанут платить. Компенсировать долги иными путями тоже нереально. В свою очередь, невыплаченные средства будут сказываться на том, что не будет выполняться доходная часть бюджета, что в итоге будет сказывать на расходной части.
— Есть ли способ преодоления этой проблемы?
— Ситуация достаточно сложная, реального механизма, реальной схемы ее преодоления нет и чем дальше будут расти тарифы, тем больше будет сумма задолженности.
— Вы упомянули бюджет, можно ли за счет него как-то реструктуризировать долги по ЖКХ?
— Если их списать, уменьшить и так далее, это все равно будет по такому принципу, как с «евробляхами». То есть, когда все покупали за нормальную цену автомобили, а кто-то их умудрился завезти и растаможить льготно, что является жесточайшей несправедливостью. То же самое может быть и с тарифами, ведь кто-то платит, отказывая себе в еде, кому-то помогают дети и так далее, а кто-то в принципе не платит.
Поэтому, если реструктуризировать или списать долги, то это будет очень несправедливым по отношению к тем, кто платит. В принципе нынешние плательщики уже смогут задумать о том, надо ли будет платить в будущем.
— Во что могут вылиться массовые неплатежи?
— К возможному тарифному Майдану я отношусь прохладно, потому что оба Майдана в Украине проходили по политическим требованиям, а не по экономическим. Это не протест «желтых жилетов» во Франции, когда из-за изменения цены на бензин на несколько центов, протестовали фактически в течении года. У нас же любые экономические поползновения власти, любое ухудшение ситуации, к сожалению, не вызывает никакой реакции у граждан. То, у нас не тот к власти пришел, то закрыли интеграцию с Европой. Вот были главные причины Майданов 2004 и 2014 годов.
— То есть, вы не видите никакого выхода из сложившейся ситуации и долги как росли, так и будут расти?
— Если власти удастся не повышать тарифы и при этом будут расти доходы, плательщиков станет больше, но опять же – эта ситуация не разрешится одномоментно.
— Насколько этот вариант реален в нынешней ситуации?
— Он нереален, потому что есть олигархические интересы структур, которые поставляют услуги ЖКХ, также есть требования международных финансовых институций. Ну, и в принципе, мы с вами абсолютно не знаем структуры построения цены на газ и электроэнергию. Какой там удельный вес национальной прибыли, сколько прокладок за счет нее питается, на какие офшоры уходят деньги и так далее.
То есть, в принципе, эта информация недоступна для понимания и естественно, что интересы тех коммерческих структур и собственников, которые этим занимаются, доминируют над интересами широких слоев населения.
— Какова по вашему мнению сумма задолженности будет к концу года?
— Конечно же она увеличится, я думаю она не превысит сто миллиардов, но за 90 она выйдет точно. Ведь у нас планируют повышать тарифы с июля, а потом уже и с октября.
— Скажите, а локдаун и карантин как-то повлияли на рост задолженностей, ведь по сути, это является форс-мажором и должников не должны будут привлекать в суд?
— К нам это не относится. Такая практика была введена в странах Евросоюза и США, где были введены льготные периоды на уплату, проценты по кредитам, арендную плату и коммунальные тарифы. Там это широко использовалось, у нас же государство не считает нужным вводить такую практику, у государства нет ресурсов и это не является форс-мажором по нашему законодательству.
— Таким образом, украинских должников могут обязать выплачивать задолженности через суд?
— Конечно, особенно, если внесут изменения в законодательство, то должников начнут и выселять, арестовывать имущество и счета. То есть, все это реально.
— Что же нас ждет к концу года, ведь летом, коммуналка подешевеет…
— Да, но нас впереди еще будет ждать осень, когда тарифы будут выше, чем весной. Поэтому, я думаю, что кризис неплатежей будет усугубляться.
— В свою очередь власть ничего делать не собирается?
— Я думаю, что да. Для власти достаточно того, что она существует и не видит для себя угрозы со стороны населения и в принципе власть будет пребывать в таком состоянии столько, сколько сможет.